Престол
- Главный – в честь Преображения Господня (19 августа).
- Нижний (в подцерковье) – в честь пророка Божия Илии (2 августа).
- Южный придел – в честь святителя Николая Чудотворца (19 декабря).
- Северный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).
История
В XIX веке кустарные мастерские Камско-Волжского пароходства близ деревни Сормово Балахнинского уезда объединились в Машинную фабрику буксирного и завозного судоходства. К 1849 году фабрика превратилась в огромное предприятие российской промышленности – Сормовский судостроительный завод.
К концу XIX века там трудились 10 748 человек. Старая заводская Александро-Невская церковь уже не могла вместить всех своих прихожан, особенно по воскресным и праздничным дням. Поэтому 29 марта 1898 года Священный Синод принял решение о строительстве в Сормове нового большого собора. Проектирование поручили известному в Нижнем Новгороде архитектору Павлу Малиновскому.
Кроме Спасо-Преображенского собора, П. П. Малиновский построил электростанцию перед Окским мостом, Народный дом (ныне оперный театр), клуб инженеров и служащих Сормовского завода; его труды вложены в реконструкцию Дмитровской башни Нижегородского кремля. Однако в 1903 году, когда Павел Петрович оставил работы по строительству храма и уехал в Москву, заканчивать его работу был приглашен новый зодчий – Василий Косов – академик, возводивший Храм Христа Спасителя в столице.
17 декабря 1899 года для возведения собора был создан специальный Строительный комитет во главе с Ф. Фоссом. Через полгода уже имелись готовый проект и необходимые средства для начала работ. Новый храм, как и старая Александро-Невская церковь, строился на трудовые, рабочие копеечки, отчисляемые от зарплаты каждого рабочего в размере 1% (1 копейка с каждого рубля), поэтому и прозван в народе «Копеечным».
Новый собор был задуман в неовизантийском стиле. Таких храмов в России было всего три: собор святого великомученика Пантелеимона в монастыре Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге. Нижегородский краевед Мила Смирнова, не без основания, прообразом Спасо-Преображенского храма считает собор Александра Невского в Софии, который был построен совместно русскими и болгарами по проекту архитектора Александра Померанцева.
8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка собора. В фундамент была заложена медная памятная пластина с указанием даты закладки и имени правящего императора Николая II. На здание потребовалось 2,5 миллиона кирпичей. Одиннадцать колоколов общим весом 26,5 тонны были изготовлены по специальному заказу в Ярославле.
Строительство длилось три летних сезона, зимой стройку останавливали, чтобы не ухудшить качество кирпичной кладки.
Новый собор – большой крестовокупольный храм – вмещал до 2500 человек. Ширина его составила 14 сажен (29,9 м), длина вместе с колокольней – 22 сажени (46,9 м), высота центрального купола до креста – 20 сажен (42,7 м – высота девятиэтажного дома). Четыре опорных полукупола переходят в четыре нефа, в которых разместились центральный алтарь с двумя приделами, боковые входы и притвор. Над притвором располагались хоры для певчих. Необычным архитектурным решением стала колокольня, высота которой была значительно ниже центрального купола. Это усиливало центричность композиции, придавало новому храму устремленность в небо. Купольные своды были выполнены по последнему слову строительной техники того времени – из железобетона.
Мощь и изящество – вот основное впечатление, которое с первого взгляда производит храм своими серебристыми куполами с белыми полуколоннами и нарядными карнизами.
Первоначально собор был задуман одноэтажным на сводчатом подцерковье, предназначавшемся для центрального отопления и служебных помещений. Горячий воздух из кочегарки, поднимаясь по системе воздуховодов в стенах, должен был прогревать весь храм. Но летом 1902 года было решено устроить в нижней крипте еще один престол, который был освящен 9 октября 1903 года в честь пророка Божия Илии. В верхней же церкви расположились три придела: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.
27 ноября 1905 года правящий архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий совершил освящение главного престола в честь Преображения Господня. Позднее освятили Казанский и Никольский приделы.
К лету 1906 года отделка храма была завершена. Перед главным престолом был установлен оригинальный шестиярусный иконостас с восьмиконечным кованым крестом. Из молельного зала к царским вратам вели семь беломраморных ступеней. Еще два резных иконостаса с уникальной росписью украсили боковые приделы. Молельный зал обильно освещался потоками верхнего света. Белизна стен и величественный, поблескивающий позолотой иконостас производили неизгладимое впечатление. Не случайно образ собора с оригинальной столбовой звонницей и узорной каменной оградой, а также его великолепные интерьеры увековечил фотохудожник Максим Дмитриев, оставив для потомков редкие по значению исторические документы.
Собор простоял во всем своем величии только два десятилетия. В 1927 году деревянная звонница была сломана, колокола конфискованы. Существует версия, что они были переплавлены в медно-литейном цехе завода «Красное Сормово». С храма сорвали железную кровлю. Богослужения в соборе прекратились в 1935 году. Храм хотели взорвать, но потом решили превратить его в Дворец труда, закрыв в прямоугольный чехол, чтобы придать ему гражданский вид.
Планам безбожников не суждено было осуществиться. В соборе расположился вначале детский Дом культуры, потом аптечный склад и наконец склад пищевых продуктов. В подцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован рыбный холодильник. И все это несмотря на то, что здание считалось памятником архитектуры.
В 50-х годах Сормовский собор стал декорацией для фильма режиссера Ивана Пырьева по роману М. Горького «Мать». На куполе храма даже установили крест – конечно, временно, для исторической достоверности картины.
В конце 1980-х годов здание настолько обветшало, что стало живым укором власть имущим. В конце 1987 года началась было реставрация, но в 1990 году храм передали верующим. Первые средства на его восстановление вносили новые прихожане «на вечное поминовение». Этих людей, жертвовавших деньги, стройматериалы, семейные иконы и просто бесплатно работавших на разборке «наслоений», будут поминать здесь до тех пор, пока храм будет стоять на земле. Многие из них уже отошли в вечность.
Первая Божественная литургия состоялась в соборе на Пасху в 1991 году в Никольском приделе. В следующем году началось восстановление иконостасов и резных деталей интерьера по фотографиям и сохранившемся в архивах чертежам. Одновременно велись работы по благоустройству территории вокруг храма, строительству оград, ремонту здания крестильни, в котором разместились также воскресная школа и трапезная.
К концу 2005 года ремонтные работы в Спасо-Преображенском соборе были закончены. 27-28 ноября 2005 года храм торжественно отмечал свой 100-летний юбилей. Божественную литургию в этот день возглавил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. После службы был совершен торжественный крестный ход вокруг храма, а затем состоялось праздничное выступление воспитанников Сормовской православной гимназии и воскресной школы Спасо-Преображенского прихода.
Из ста лет, которые великолепный собор украшал землю, более 60-ти он не действовал. Но молитвами верующих и теми же трудовыми «копеечками» своих новых прихожан он получил новую жизнь.








