Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
Главнаяспроси у благочинногоДальнее Константиново, близкое сердцу 
Главнаяспроси у благочинногоДальнее Константиново, близкое сердцу 

Дальнее Константиново, близкое сердцу 

30.06.2025 - 08:06
Священник Аркадий Забатурин — о крае православных святынь и древних традиций

История Дальнеконстантиновского района связана с культурой и обычаями мордвы-терюхан, а название районного центра — с именем великого князя нижегородского Константина Васильевича. В этих местах находится один из старейших деревянных храмов Нижегородской области, возрождается обитель, основанная по благословению преподобного Серафима Саровского, а в годы Великой Отечественной войны по территории района проходило строительство оборонительного рубежа. О святынях, памятниках и развитии духовной жизни в Дальнеконстантиновском районе рассказывает благочинный округа иерей Аркадий Забатурин.

Некогда княжеское владение

— У Дальнего Константинова название говорящее. Это была самая дальняя вотчина князя Константина Васильевича Суздальского, получившего в 1341 году ярлык на княжение в Суздале и Нижнем Новгороде. Как раз во время его княжения Нижний Новгород стал столицей независимого княжества. А вотчина его располагалась на границе с землями терюханской мордвы. Константин Васильевич не стал выселять их с территории проживания, а предпринимал попытки ассимиляции населения: между двумя мордовскими поселениями он основывает новое и приглашает туда жителей Суздаля, Владимира, Нижнего Новгорода — заселяет эту территорию, богатую лесными угодьями.

Потребовалось несколько веков, чтобы представители мордвы стали относить себя к русскому этносу, при этом сохраняя свою самобытную народную культуру. До того как мордва приняла православие, она поклонялась силам природы в священных рощах. Сохранилось несколько таких мест — дубовые и липовые рощи, и люди посещают эти места как дань традициям.

Известно два восстания терюхан, явившихся следствием насильственной христианизации — исторической реалии, имевшей место вопреки Христовой заповеди. Тем не менее постепенно строились храмы. Один из древнейших находится в селе Мухоедове — это церковь XVII века, при которой появился большой приход. В самом Дальнем Константинове был основан храм в честь святителя Николая. Он был и остается центром духовной жизни во всем районе.

Историю родных мест хранят музей в Дальнем Константинове и экспозиция в здании бывшей школы в селе Татарском. Там можно увидеть костюмы, реликвии, духовные книги, предметы обихода. Музей посещают гости не только из нашего поселка, но и из разных регионов России, однажды даже приезжала делегация из Индии. Проводятся школьные экскурсии. Наш приход при Покровском храме сотрудничает с музеем. Когда приезжают гости, они посещают и наш храм, и выставочное пространство.

Не только дачники

— Сегодня границы Дальнеконстантиновского района простираются от Чистых Ключей — это примерно 20-й километр по нижегородской трассе — до села Румстиха. Население района составляет около 14–15 тысяч человек. Для такой большой территории это мало. Но в летний сезон собираются по 150–160 тысяч жителей. Есть деревни, заселенные в основном дачниками, например, Большое Терюшево, где восстанавливается Вознесенский храм, для которого недавно митрополит Георгий освятил купол и крест. А есть и живые села, особенно там, где действуют сельхозпредприятия. Они разрастаются, строятся дома.

Я бы не сказал, что села сейчас умирают. Появляется молодежь, которая после получения образования возвращается на село и преображает его. Это не может не радовать. На территории многих сел восстанавливаются приходы, и люди подключаются к восстановлению храмов. В последние несколько лет были возведены три новых церкви: в деревне Лазазей, в селе Гремячая Поляна и большой Никольский храм в Дальнем Константинове. Мы стараемся сплотить жителей, проводя мероприятия и в культурной, и в образовательной, в социальной сферах. По мере сил вносим вклад в развитие нашего района.

Раздолье для возрождения

— Во времена Российской империи в наших местах была очень высокая плотность населения. Вот почему в Дальнеконстантиновском районе так много храмов — и храмов руинированных. Сейчас все они законсервированы. Мы проводим там богослужения, приглашаем людей на службы. В некоторых уже ведутся восстановительные работы.

В Борисо-Покровском, например, 10 лет назад были руины, а сейчас церковь практически восстановлена. Службы в ней идут с Пасхи прошлого года. Среди прихожан жители поселка Нижегородец и дачники. Это храм-памятник, возведенный в 1820 году в честь победы над Наполеоном, и он восстанавливается у нас наиболее активно. Помогают и простые верующие, и предприятия, нижегородские и московские. Думаю, через год-другой мы подготовим его к освящению.

Если удастся восстановить все многочисленные церкви Дальнеконстантиновского района, прихожане для них найдутся. В последние годы мы наблюдаем отток населения из больших городов. Многие перебираются за пределы города, чтобы быть ближе к природе, восстанавливаются социальные учреждения, Дворцы культуры, строится большое количество домов. Есть даже случаи, когда в наш район перебираются люди из других стран: Германии, Канады. Бог даст, люди на селе и в храме будут. Часто именно восстановление храма дает толчок к оживлению села. Так было в Борисо-Покровском. Только в самом Дальнем Константинове люди съезжаются в храм из разных населенных пунктов. Обычно же сельчане стараются приглашать батюшек к себе.

Каждый храм — своя история

— Село Богоявление когда-то было деревней и носило название Нелейка. Здесь были очень сильны языческие верования. По преданию, в XVII веке одной благочестивой женщине явился Сам Спаситель, после чего началась христианизация села. Люди принимали крещение, был построен одноименный храм. А тот храм, который мы видим в Богоявлении сегодня, относится к XIX столетию. Он был в числе трех монументальных, схожих по архитектуре храмов на территории Нижегородской губернии, которые возводились в честь победы над Наполеоном. Храм посещают паломники, которые едут в Арзамас и Дивеево. Из нашего района туда приезжают на большие праздники, так как храм стал подворьем нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, а монастырь всегда был оплотом духовной жизни.

Что касается Мало-Пицкого монастыря, когда-то он был разрушен до основания. В годы войны туда вывезли детей из блокадного Ленинграда, впоследствии организовали Детский дом. С 2010 года началось церковное возрождение. Сейчас оно связано в основном с паломничеством: люди заезжают, прикладываются к святыням. Село живет, возрождается, оно большое, живое.

Единственная деревянная церковь, сохранившаяся в нашем районе, — Казанская, в селе Румянцеве, и тоже имеет статус памятника регионального значения. Официально она была закрыта с 1930-го до 1940 года, а с началом Великой Отечественной войны открылась и продолжает действовать до сих пор. Долгие годы она оставалась средоточием духовной жизни в районе, больше помолиться было негде, и сюда приезжали жители даже из отдаленных сел. Многие крестили своих детей тайно, в том числе те, кто в советское время занимал руководящие должности. Прихожане отстояли этот храм, можно сказать, с боями, чтобы его не сожгли, не уничтожили, настолько сильно люди дорожили своей церковью. И до сих пор в нем находится большое количество древних святынь.

Одна из достопримечательностей Дальнеконстантиновского района — усадьба Орловых-Давыдовых XIX века. Она неплохо сохранилась. Цел главный дом, дом управляющего, служебный корпус, конторское здание, конюшня. И — Спасо-Преображенский храм, напоминающий западные образцы, вобравший в себя элементы костела и православной церкви. Здесь совершаются молебны и литургии, начинается духовная жизнь, а с ней — восстановление и общественная активность.

Заботы благочинного

— Каждый день наполнен разными делами. Как благочинный я окормляю образовательные учреждения, посещаю воинские части. В районе действуют две воскресные школы. Одна из них появилась около года назад, сейчас в ней 41 воспитанник — это требует попечения.

Мы проводим много мероприятий, посвященных увековечиванию памяти погибших в Великой Отечественной войне. На традиционный «Каравай Победы» приглашаем пожилых людей, среди которых есть дети войны, и они делятся со старшеклассниками своими воспоминаниями. Потом все угощаются караваем, и мы говорим о хлебе, его значении для тех, кто пережил непростые времена. Дальнее Константиново прославилось своими уроженцами: художниками, писателями, врачами, скульпторами. И мы стараемся о них рассказывать, чтобы жили в памяти их имена. За много веков на территории района сформировались уникальные духовные и культурные традиции, которые сегодня привлекают внимание этнографов.

Подготовили Марина Дружкова, Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Другие материалы за день

Наверх