
Псалтирь и мы… Какую роль способна сыграть в нашей жизни эта удивительная книга, написанная, согласно современному летоисчислению, около трех тысяч лет назад? Мы продолжаем серию публикаций о псалмах, и начнем с самых известных и широко употребимых. Тексты псалмов мы называем богодухновенными: писали их люди, пребывая в Духе Святом, иными словами, в соавторстве с Богом. Свой 90-й псалом святой Давид адресует тем, кому необходимо укрепиться в вере. Когда помощи ждать неоткуда и не от кого.
Каждому нужно, чтобы в трудный момент кто-то сказал: «Я рядом». Все мы нуждаемся в помощи. Ребенку помогают родители. Взрослым — более сильные взрослые, друзья. Помощники нужны всегда, и это нормально. Верующий же человек надеется прежде всего на Бога и помощи ждет от Него. А Господь ожидает от человека сыновнего доверия, но мы готовы верить во что угодно, только не в Его отеческую заботу. Наделяем сверхъестественными свойствами различные предметы и явления, расставляем мебель по фен-шую, совершаем бессмысленные ритуалы, вроде плевков через левое плечо… И все это вместо того, чтобы в простоте обратиться: «Господи, помоги и защити!»
Аспид и василиск
Когда я впервые прочитала 90-й псалом, главным вопросом для меня осталось, кто такие аспид и василиск. Новые слова привлекли мое внимание.
Я представила себе полумифических чудовищ. Сейчас в интернете за несколько секунд можно узнать, что речь идет о породах ядовитых змей, представляющих реальную опасность. И это не просто представители змеиного семейства, а олицетворение ужаса и смерти. В Ветхом Завете автор псалма царь Давид, обращаясь к израильтянам, приводит именно эти образы. В XXI веке мы сталкиваемся уже с другими угрозами, с вирусами, например.

«Ты в рубашке родился»
В народном сознании за 90-м псалмом закрепилось представление как о молитве, к которой прибегают в опасной ситуации. Ее действенность испытана на протяжении многих столетий. Во многих семьях сохранились предания, связанные с этим псалмом. Есть оно и у нас.
Бабушка рассказывала про свою сестру Клавдию. Ее мужа забрали на фронт в июле 1941-го. А вернулся он домой в июле 1945-го. Все это время каждый день Клавдия читала псалом 90. Ставила рядом пятерых детей, и вместе молились: «Живый в помощи Вышняго». Ее муж Аркадий был ранен всего один раз. Доктор потом сказал: «Ты в рубашке родился». Прошел Сталинград (одно уже это чего стоит). Войну закончил в Праге. Домой вернулся с боевыми наградами. Счастье? Но оно заключается не просто в том, чтобы выжить, оно — в сопричастии Богу. После фронта бывалый красноармеец даже перед едой не читал «Отче наш». На возражения жены отвечал: «Тебе надо — ты и молись». И тогда Клавдия пригрозила ему, что не будут больше за него молиться. Твердые слова жены отрезвили фронтовика. Будучи шахтером, Аркадий Степанович не раз рисковал своей жизнью уже в мирное время — понимал, что молитвенная поддержка семьи нужна ему. С того дня он стал молиться вместе со своей семьей.
«Бабулины листки»
В советские годы «неверующие» родители, провожая своих «неверующих» детей надолго из дома, вручали им тетрадный листок с 90-м псалмом. Конечно, традицию эту, идущую из глубины веков, из опыта предков, питал уже магизм, а не живая вера, но благодать Божия действовала! По вере матери приходила чадам и помощь свыше. Многие мои одноклассники, уезжая поступать в институты и техникумы, уходя в армию, получали дома текст этой молитвы.
Братья-близнецы Иван и Сергей и поныне в добром здравии. А тогда, когда после шумных и хмельных проводов в армию, уже около военкомата, их бабушка Зоя Ивановна вручила им по аккуратно сложенному тетрадному листу, шел 1983 год.

— Это «Живые помощи». Спрячьте подальше, но читайте каждый день, — сказала она.
Парни закатили глаза и с улыбкой переглянулись. Но «бабулины листки», как они их назвали, все же взяли с собой и припрятали. Через полгода братьев отправили в Афганистан. Война была в самом разгаре. Гибли товарищи. Псалом 90-й они читали каждый день. Господь хранил…
Но во время одной из боевых операций священные строки, переписанные родной рукой, они потеряли. Оба и в один день. И теперь, когда стало действительно опасно и страшно, сами начали извлекать из памяти отдельные фразы: «Живый в помощи Вышнего! Помоги. Прибежище мое и защита моя! Спаси. Плечами своими огради нас… Господи, Ты упование мое… Прибежище мое… Не убоишься ужасов ночи… стрелы, летящей во дни. Не придет к тебе зло, и рана не приблизится телеси твоему. И ангелов Своих попроси хранить нас…»
Вернулись домой невредимы. И потом признавались, что, хоть и потеряли «бабулины листки», молитва уже жила в их сердцах.
Псалом 90-й не зря считается молитвой воинов на полях сражений, просьбой к Богу о сохранении жизни. Его действенность доказана временем. В святоотеческих толкованиях этого текста мы читаем о том, что Господь направляет человеку, уповающему на Него, Своего Ангела, который незримо поднимает его над опасностью.
В чем же сила?
Сильной молитву делает не текст, а наша вера. Молитва — это открытый разговор с Богом, благодарность, обращение. Читая этот псалом, мы призываем спасительную благодать, которая и ограждает нас от беды. Псалом 90-й позволяет ощутить присутствие Бога в этом мире и в нашей жизни.
Читать его можно и на церковнославянском, и на русском языках, но по своему опыту скажу: если читаешь по-церковнославянски, молитва как будто глубже проникает в душу.
Знакомые говорят: многое в нем непонятно, понятно только кое-что. Но даже этого «кое-что» достаточно, чтобы укрепиться, испытать поддержку и радость. Жизнь ведь и дана на то, чтобы разбираться, вникать, изучать… Если смущают трудности в прочтении, можно обратиться, например, к толкованию святителя Афанасия Великого. Самая первая строка дает нам понимание: «Живый в помощи Вышнего» — всякий, живущий с верой в помощь Всевышнего, живет в его небесном доме (в крове) и находится под его защитой.
По толкованию святителя Афанасия, под «камнем» понимается грех, а под «ногой» следует символически понимать самого человека, его душу. Ядовитые змеи не причинят ему вреда, ни лев, ни дракон. Если мы молимся, то Бог знает о нашем уповании на Него. И исполнит «долготою дней» — не только сохранит жизнь, но и сделает ее долгой, подаст спасение. «Спасение — это Сам Господь наш Иисус Христос, — уточняет святой Афанасий Великий, — Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Считается, что псалом 90-й написан царем Давидом по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы. Давид не написал, а излил из сердца эти поэтические строки. Несомненно, это произведение духовного искусства, поэзия в самом высоком смысле этого слова. Для разговора с Богом Давид, живший в X веке до нашей эры, нашел самые пронзительные слова. Автор был не просто верующим, он любил Творца всем своим существом.
Иногда люди спрашивают, какая молитва нужна в том или другом случае? Главное, чтобы она была понятной, шла от сердца и согревала душу.
Защищает не псалом сам по себе, а Божия благодать. Но благодать привлекается молитвой. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Молитва — то окно, которое я открываю, чтобы пришла благодать».
Один из наиболее цитируемых
Псалом 90-й упоминается в некоторых литературных произведениях и кинематографе. В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» его вспоминают в сцене сражения между партизанами и белыми. Главный герой доктор Юрий Живаго видит ладанки с текстом псалма и у красноармейцев, и у белогвардейцев. В произведении упоминается, что в народе «текст псалма считается чудодейственным, оберегающим от пуль»…
В современном анимационном фильме «Необыкновенное приключение Серафимы» мы слышим 90-й псалом из уст стоящего на камне преподобного Серафима Саровского. После молитвы батюшки Серафима появляется Архангел Гавриил, и восстающие на девочку темные силы рассеиваются.
По числу толкований и переложений 90-й псалом, наверно, лидирует. Его перекладывали на стихи многие поэты, среди них Ломоносов и Державин, Крылов и Языков, Брюсов и наш земляк, уроженец Ардатова, поэт Серебряного века, критик и литературовед Борис Садовской.
А вот отрывок из 90-го псалма в переложении нашего современника, поэта Наума Басовского: «Своим убежищем от бед он выбрал Господа ладони; ни мор, ни вражеский набег его жилище не затронет». Здесь вновь подчеркнута главная мысль псалма: если человек надеется на Бога и находится в постоянном общении с Ним, ему нечего бояться.
Текст: Наталья Гордова








