Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяИнтервьюЕпископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Любви надо учиться»
ГлавнаяИнтервьюЕпископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Любви надо учиться»

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Любви надо учиться»

01.08.2025 - 08:08

Епископ Каменский и Камышловский (Екатеринбургская митрополия) Мефодий (Кондратьев) приехал в Серафимо-Дивеевский монастырь вместе со своей паствой. Он строг и неулыбчив. Но надо видеть, как любят его дети, как тянутся к нему взрослые чада. Тянутся и любят, потому что ощущают доброту и любовь владыки. Так же стремились к нему на глухой Георгиевский приход в Кинешемской епархии молодые ребята, подверженные наркомании и пьянству. Вместе с Санкт-Петербургским антинаркотическим фондом «Возвращение» епископ Мефодий, который был тогда в сане иеромонаха, на приходе создал такие условия, что опекаемая им молодежь стала возвращаться к нормальной жизни. Нам захотелось именно с владыкой поговорить о любви, которая расширяет и оживотворяет сердце.

— Владыка, любовь часто понимается как чувственная страсть. А что такое любовь в святоотеческом понимании?

— Бог есть любовь. В конце Своей земной жизни, после Тайной вечери, на которой Господь дал Своим ученикам Тело и Кровь, Он заповедует: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13:34). Любовь — это образ бытия Божия: Бог Отец, источник Божества, всецело отдает Себя Сыну, Сын принимает и всецело возвращает Себя Отцу. Так же и Господь Отец всецело отдает Себя Духу Святому, и Дух Святый всецело отдает Себя Отцу. Каждая Ипостась всецело открыта для других; любовь является основным принципом Божественной жизни, что делает единство Троицы абсолютным и совершенным. Когда Господь принял нашу природу, он не мог поступить иначе и в отношении человечества: все, что Он взял от нас, нам вернул до Своих страданий на Тайной вечере любви; вот это и есть любовь — жить не для себя. Заповедь о любви написана кровью Бога. Не словами, не чернилами, а кровью.

— Значит, в любви всегда есть страдательная сторона?

— Любовь настолько утешает человека, что, имея ее, он как-то даже не замечает своего страдания. Так мученики настолько горели любовью к Богу, что она превозмогала их страдания. И Господь на Кресте не о Себе думал, не о Своих страданиях и мучениях. Крест у Него был за спиной. Он Креста не видел — Он видел Иоанна Богослова, апостола любви, видел Мать Свою, видел тех, которые были рядом с Ним. Он не о Себе печалился, а поручал Богородицу Иоанну Богослову, обещал Царство Небесное благоразумному разбойнику.

Мы в Божестве тоже имеем любовь Отца к Сыну и к тем, кто в Сына поверил, кто пошел за Ним. Сын говорит: «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня» (Ин 16:27). Это самая чистая любовь.

— Как достичь настоящей любви?

— Мы рождаемся с любовью к себе. Закон этого мира, который в нас записан, — это закон самосохранения, а закон духовного мира, или закон любви, — это самоотдача, доходящая до самопожертвования, поэтому настоящая, чистая любовь — это всегда подвиг для нашего падшего естества.

Почему женщины рожают в муках и тем отличаются от животных? Да потому, что единая человеческая природа разорвана грехопадением прародителей и, как отзвук, это болезнью отражается в родах, указывая потерю изначального единства. Так и сказано в Писании: «жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин 16:21).

была молитва Христа перед Его страданием: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:21).

А с чего начинать? Святые отцы-подвижники рекомендуют «средний путь»: продвигаться в подвиге надо постепенно, соразмерно душевным и телесным силам. Сразу результата не будет. Преподобный Амвросий, к примеру, говорил, что добродетель не груша, ее сразу не съешь. Подвиг требует и благоразумия, и постоянства. Только при непрестанном личном подвиге и при помощи благодати Божией человек совершенствуется в любви.

Есть заповедь: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (см. 1 Сол 5:16). Подвижники говорят, что начинать надо в обратную сторону: за все благодарить, непрестанно молиться и только тогда уже можно прийти по-настоящему к радости. Не к легкому эмоциональному возбуждению, а к такой, какую переживал преподобный Серафим. Он постоянно носил в себе пасхальную радость. Даже умирая, читал пасхальный канон в своей келье, как слышали проходящие мимо монахи, а период ведь был совсем не пасхальный, шел Рождественский пост.

— Любовь предполагает неприятие греха, владеющего человеком, но так трудно не замечать чужой грех! Например, вы работали с наркоманами, и это тоже было проявлением любви, хотя вы видели степень падения этих людей…

— Мы не относились к ним как к наркоманам. Это были проблемные люди, да. Но у кого нет проблем? У нас, например, была проблема, как выживать на глухом приходе, куда и добраться-то было сложно. И эти ребята помогали нам в наших трудах, а мы помогали им в их проблеме. У нас помощь была взаимной. Собственно, перевоспитание именно в этом и состоит, что раньше они жили как эгоисты, а когда к нам приехали, стали участвовать в жизни прихода, у них начал меняться образ жизни.

— Почему любовь многое прощает?

— Бог призвал нас быть подобными Ему, а подобными Ему мы делаемся, в том числе, когда прощаем. Так что умение прощать — это отражение Божественных качеств. Прощая ради Христа, мы становимся сопричастниками любви, которой Бог любит мир. Апостол Павел в своем гимне любви свидетельствует: «Любовь все терпит, любовь всему верит, любовь все прощает, любовь не радуется неправде, а радуется истине, любовь не гордится, любовь не превозносится, любовь не ищет своего» (ср. 1 Кор 13:4–7).

Мне один священник, который потом стал архиереем, говорил, что ему во время службы очень мешали дети в храме, но у него были свои дети, даже четверо. И вот он однажды переключил себя: «Это шумят мои дети в храме». И успокоился, больше они ему не мешали. Иногда надо просто посмотреть на ситуацию по-другому. Любви можно учиться, она должна в итоге стать принципом нашей жизни.

— Можно ли говорить, что любимый и любящий — это не два отдельных человека, но становятся уже одним человеком?

— Именно это и происходит в таинстве Брака, когда едиными становятся двое: муж и жена. Между ними даже нет степеней родства. Вот между матерью и ребенком есть одна степень родства, а между мужем и женой, до брака посторонними друг другу людьми, — нет. Их единение постепенно строится через взаимное послушание, согласование воль. Воля — это функция природы, и через единство намерений, мыслей, переживаний, действий формируется природное единство, которое окончательно будет достигнуто в будущем веке. Сейчас это данное Богом задание. Если исполнение этого есть, когда муж и жена живут душа в душу, то они становятся друг на друга очень похожи, как брат и сестра. Быть может, вы это, как и я, замечали. Они друг в друге прорастают уже в этом веке через готовность отдать себя другому, заботиться о нем, оберегать его, радоваться его радостям, как своим, и печалиться его горем, как собственным горем. Если мы будем две воли сочетать между собой, то тогда все более и более будем достигать единства двух природ, а в пределе будем иметь единую природу, вместо двух воль — одну волю, подобно тому, как у Отца и Сына и Святого Духа одна воля.

— Вам доводилось видеть настоящую любовь?

— Бог благословил мне общаться с очень сильными духовниками, общаться с ними близко, дышать с ними одним воздухом. Ну да, я видел совершенную любовь.

— А вот притча о добром самарянине — это притча о любви или нет?

— Ну, конечно, она о любви. Христос произнес ее как ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Христос заставляет самого законника вслух ответить на собственный вопрос. Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «так поступай, и будешь жить» (Лк 10:28). Любовь — это всегда память о других. Нелюбовь — это всегда память о самом себе.

— Апостол говорит: «если я не имею любви, я ничто». Но мы же редко имеем настоящую любовь. И это значит, что мы — ничто?

— Задатки любви есть в каждом из нас. Растоптать в себе совесть, сострадание, милосердие, стать безжалостным, циничным — это очень трудно. Это так себя надо насиловать… Стать негодяем так же сложно, а может, даже гораздо сложнее, чем стать святым. Просто апостол о другом говорит. Когда много любви, тогда это видно. А когда ее мало, это, может, не очень заметно, но она есть.

Ценность любви гораздо больше каких-нибудь других способностей, интеллектуальных и так далее. Эти задатки любви надо приобрести, развить, приумножить в ближних, в себе, в детях, в тех, кто нам поручен. И стараться подавить, отсечь задатки, которые все это ломают. То есть возможность любить — это и есть важнейший задаток в человеке. Откровение говорит, что все упразднится, а любовь останется (см. 1 Кор 13:8).

— Почему «совершенная любовь изгоняет страх»?

— Совершенную любовь имели апостолы, и они знали то, о чем говорили. А мы можем только догадываться. Если ты любишь родителей, веришь им, то, даже когда тебе всыпят, ты в родителях уверен. То же и в отношении Отца Небесного. Страх бывает там, где есть недостаток собственной любви и, как следствие этого, недостаток веры в любовь Отца. Об этом говорил Сам Господь: «что вы так боязливы, маловерные?» (Мф 8:26). Когда человек любит Бога всем помышлением, всей душой, он ничего не боится, потому что чувствует себя в сильной руке Божией. Он уверен, что Господь его хранит, Господь его любит, Господь его ведет.

Подготовила монахиня Макария  (ОГУДИНА)

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Другие материалы за день

Наверх