
Епископ Каменский и Камышловский (Екатеринбургская митрополия) Мефодий (Кондратьев) приехал в Серафимо-Дивеевский монастырь вместе со своей паствой. Он строг и неулыбчив. Но надо видеть, как любят его дети, как тянутся к нему взрослые чада. Тянутся и любят, потому что ощущают доброту и любовь владыки. Так же стремились к нему на глухой Георгиевский приход в Кинешемской епархии молодые ребята, подверженные наркомании и пьянству. Вместе с Санкт-Петербургским антинаркотическим фондом «Возвращение» епископ Мефодий, который был тогда в сане иеромонаха, на приходе создал такие условия, что опекаемая им молодежь стала возвращаться к нормальной жизни. Нам захотелось именно с владыкой поговорить о любви, которая расширяет и оживотворяет сердце.
— Владыка, любовь часто понимается как чувственная страсть. А что такое любовь в святоотеческом понимании?
— Бог есть любовь. В конце Своей земной жизни, после Тайной вечери, на которой Господь дал Своим ученикам Тело и Кровь, Он заповедует: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13:34). Любовь — это образ бытия Божия: Бог Отец, источник Божества, всецело отдает Себя Сыну, Сын принимает и всецело возвращает Себя Отцу. Так же и Господь Отец всецело отдает Себя Духу Святому, и Дух Святый всецело отдает Себя Отцу. Каждая Ипостась всецело открыта для других; любовь является основным принципом Божественной жизни, что делает единство Троицы абсолютным и совершенным. Когда Господь принял нашу природу, он не мог поступить иначе и в отношении человечества: все, что Он взял от нас, нам вернул до Своих страданий на Тайной вечере любви; вот это и есть любовь — жить не для себя. Заповедь о любви написана кровью Бога. Не словами, не чернилами, а кровью.
— Значит, в любви всегда есть страдательная сторона?
— Любовь настолько утешает человека, что, имея ее, он как-то даже не замечает своего страдания. Так мученики настолько горели любовью к Богу, что она превозмогала их страдания. И Господь на Кресте не о Себе думал, не о Своих страданиях и мучениях. Крест у Него был за спиной. Он Креста не видел — Он видел Иоанна Богослова, апостола любви, видел Мать Свою, видел тех, которые были рядом с Ним. Он не о Себе печалился, а поручал Богородицу Иоанну Богослову, обещал Царство Небесное благоразумному разбойнику.
Мы в Божестве тоже имеем любовь Отца к Сыну и к тем, кто в Сына поверил, кто пошел за Ним. Сын говорит: «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня» (Ин 16:27). Это самая чистая любовь.
— Как достичь настоящей любви?
— Мы рождаемся с любовью к себе. Закон этого мира, который в нас записан, — это закон самосохранения, а закон духовного мира, или закон любви, — это самоотдача, доходящая до самопожертвования, поэтому настоящая, чистая любовь — это всегда подвиг для нашего падшего естества.
Почему женщины рожают в муках и тем отличаются от животных? Да потому, что единая человеческая природа разорвана грехопадением прародителей и, как отзвук, это болезнью отражается в родах, указывая потерю изначального единства. Так и сказано в Писании: «жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин 16:21).
была молитва Христа перед Его страданием: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:21).
А с чего начинать? Святые отцы-подвижники рекомендуют «средний путь»: продвигаться в подвиге надо постепенно, соразмерно душевным и телесным силам. Сразу результата не будет. Преподобный Амвросий, к примеру, говорил, что добродетель не груша, ее сразу не съешь. Подвиг требует и благоразумия, и постоянства. Только при непрестанном личном подвиге и при помощи благодати Божией человек совершенствуется в любви.
Есть заповедь: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (см. 1 Сол 5:16). Подвижники говорят, что начинать надо в обратную сторону: за все благодарить, непрестанно молиться и только тогда уже можно прийти по-настоящему к радости. Не к легкому эмоциональному возбуждению, а к такой, какую переживал преподобный Серафим. Он постоянно носил в себе пасхальную радость. Даже умирая, читал пасхальный канон в своей келье, как слышали проходящие мимо монахи, а период ведь был совсем не пасхальный, шел Рождественский пост.
— Любовь предполагает неприятие греха, владеющего человеком, но так трудно не замечать чужой грех! Например, вы работали с наркоманами, и это тоже было проявлением любви, хотя вы видели степень падения этих людей…
— Мы не относились к ним как к наркоманам. Это были проблемные люди, да. Но у кого нет проблем? У нас, например, была проблема, как выживать на глухом приходе, куда и добраться-то было сложно. И эти ребята помогали нам в наших трудах, а мы помогали им в их проблеме. У нас помощь была взаимной. Собственно, перевоспитание именно в этом и состоит, что раньше они жили как эгоисты, а когда к нам приехали, стали участвовать в жизни прихода, у них начал меняться образ жизни.
— Почему любовь многое прощает?
— Бог призвал нас быть подобными Ему, а подобными Ему мы делаемся, в том числе, когда прощаем. Так что умение прощать — это отражение Божественных качеств. Прощая ради Христа, мы становимся сопричастниками любви, которой Бог любит мир. Апостол Павел в своем гимне любви свидетельствует: «Любовь все терпит, любовь всему верит, любовь все прощает, любовь не радуется неправде, а радуется истине, любовь не гордится, любовь не превозносится, любовь не ищет своего» (ср. 1 Кор 13:4–7).
Мне один священник, который потом стал архиереем, говорил, что ему во время службы очень мешали дети в храме, но у него были свои дети, даже четверо. И вот он однажды переключил себя: «Это шумят мои дети в храме». И успокоился, больше они ему не мешали. Иногда надо просто посмотреть на ситуацию по-другому. Любви можно учиться, она должна в итоге стать принципом нашей жизни.
— Можно ли говорить, что любимый и любящий — это не два отдельных человека, но становятся уже одним человеком?
— Именно это и происходит в таинстве Брака, когда едиными становятся двое: муж и жена. Между ними даже нет степеней родства. Вот между матерью и ребенком есть одна степень родства, а между мужем и женой, до брака посторонними друг другу людьми, — нет. Их единение постепенно строится через взаимное послушание, согласование воль. Воля — это функция природы, и через единство намерений, мыслей, переживаний, действий формируется природное единство, которое окончательно будет достигнуто в будущем веке. Сейчас это данное Богом задание. Если исполнение этого есть, когда муж и жена живут душа в душу, то они становятся друг на друга очень похожи, как брат и сестра. Быть может, вы это, как и я, замечали. Они друг в друге прорастают уже в этом веке через готовность отдать себя другому, заботиться о нем, оберегать его, радоваться его радостям, как своим, и печалиться его горем, как собственным горем. Если мы будем две воли сочетать между собой, то тогда все более и более будем достигать единства двух природ, а в пределе будем иметь единую природу, вместо двух воль — одну волю, подобно тому, как у Отца и Сына и Святого Духа одна воля.
— Вам доводилось видеть настоящую любовь?
— Бог благословил мне общаться с очень сильными духовниками, общаться с ними близко, дышать с ними одним воздухом. Ну да, я видел совершенную любовь.
— А вот притча о добром самарянине — это притча о любви или нет?
— Ну, конечно, она о любви. Христос произнес ее как ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Христос заставляет самого законника вслух ответить на собственный вопрос. Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «так поступай, и будешь жить» (Лк 10:28). Любовь — это всегда память о других. Нелюбовь — это всегда память о самом себе.
— Апостол говорит: «если я не имею любви, я ничто». Но мы же редко имеем настоящую любовь. И это значит, что мы — ничто?
— Задатки любви есть в каждом из нас. Растоптать в себе совесть, сострадание, милосердие, стать безжалостным, циничным — это очень трудно. Это так себя надо насиловать… Стать негодяем так же сложно, а может, даже гораздо сложнее, чем стать святым. Просто апостол о другом говорит. Когда много любви, тогда это видно. А когда ее мало, это, может, не очень заметно, но она есть.
Ценность любви гораздо больше каких-нибудь других способностей, интеллектуальных и так далее. Эти задатки любви надо приобрести, развить, приумножить в ближних, в себе, в детях, в тех, кто нам поручен. И стараться подавить, отсечь задатки, которые все это ломают. То есть возможность любить — это и есть важнейший задаток в человеке. Откровение говорит, что все упразднится, а любовь останется (см. 1 Кор 13:8).
— Почему «совершенная любовь изгоняет страх»?
— Совершенную любовь имели апостолы, и они знали то, о чем говорили. А мы можем только догадываться. Если ты любишь родителей, веришь им, то, даже когда тебе всыпят, ты в родителях уверен. То же и в отношении Отца Небесного. Страх бывает там, где есть недостаток собственной любви и, как следствие этого, недостаток веры в любовь Отца. Об этом говорил Сам Господь: «что вы так боязливы, маловерные?» (Мф 8:26). Когда человек любит Бога всем помышлением, всей душой, он ничего не боится, потому что чувствует себя в сильной руке Божией. Он уверен, что Господь его хранит, Господь его любит, Господь его ведет.
Подготовила монахиня Макария (ОГУДИНА)
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.








