
В Молитовском благочинии Нижнего Новгорода очень дружные приходы и сплоченные общины. Храмы всегда наполнены людьми. Прихожане воспринимают церковь как родной дом: наводят порядок, украшают к праздникам, помогают в алтаре, поют на клиросе, организуют творческие вечера, занимаются с детьми, помогают обездоленным.В чем секрет духовного единения жителей этого района? Может, в его истории, благочестии предков или в близости к старинной Спасо-Преображенской церкви? О людях и храмах Молитовского благочиния, о проектах и приходских объединениях, а также о том, каково все это вместе взятое курировать —наш разговор с благочинным округа иереем Иоанном Мининым.
— Отец Иоанн, в чем трудности вашего служения как благочинного и в чем радости?
— Отвечу так: когда ты стараешься идти в должном направлении и служить Господу со всей добросовестностью, то трудностей не ощущаешь, потому что понимаешь: твоя цель, чтобы благочиние развивалось и везде был порядок, чтобы поставленные церковным руководством задачи были решены, чтобы молитвенная жизнь процветала, чтобы все необходимые условия для несения священнослужителями их послушаний были созданы. Благочиние — это живой организм, требующий заботы.
— Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я родом из Ростова-на-Дону, приехал в Нижегородскую область в 2001 году, поступил в Нижегородскую духовную семинарию. Через пять лет ее окончил, и мне нужно было выбрать: остаться здесь или вернуться на малую родину. Я положился на волю Божию: если даст мне Господь супругу-нижегородку, останусь здесь. Алтарничал на Крестовоздвиженском приходе, сейчас это возрожденный монастырь, и там познакомился со своей будущей женой. Она ходила в приходскую воскресную школу. Создали семью, у нас четверо детей. В 2007 году меня рукоположили в диаконы, в 2008 году — в священника. С тех пор несу свои послушания.
— А почему вы все-таки не уехали домой вместе с супругой?
— Когда я учился в семинарии, у нас преподавал священник Андрей Милкин, и я ему помогал в Архангельском соборе в Нижегородском кремле, где он был настоятелем. Помню, когда пришел туда, а ведь именно там находится могила Кузьмы Минина, подумал: какое промыслительное совпадение, что я оказался полезен там, где чтят память моего великого однофамильца. Может, мне нужно остаться служить на нижегородской земле? Тем более, мне здесь нравилось и нравится.
— Ваши родители были верующими?
— Да. Я, можно сказать, вырос в храме, с детских лет алтарничал, нес послушания. С детства хотел быть священником. Мой старший брат тоже рукоположился.
— С каким пастырским опытом вы подошли к своему нынешнему послушанию благочинного Молитовского округа?
— Первый мой приход был в храме во имя Всемилостивейшего Спаса-на-Полтавке Нижнего Новгорода, где я был штатным клириком. Затем, через месяц, меня назначили благочинным Спасского округа, где в селе Спасском был только один действующий храм — Преображения Господня, открытый в здании бывшего универмага.
Я, было, растерялся: с чего начинать свое служение? Но было получено архипастырское благословение, а с ним появились и почва под ногами, и четкое понимание того, что делать и в каком направлении идти. Помню, как первый раз приехал на место новой службы. А автобус ходил лишь в одну сторону — обратно можно было уехать только на следующий день. И я остался ночевать в приходском доме, где даже кровати не было. Но я обратился к местным жителям, которые оказались очень отзывчивыми. Они мне и мебелью помогли, с матрасом. Мне даже люди мусульманского вероисповедания помогали. Там я прослужил два года, и мы построили деревянный храм в селе Антоновка. Также восстанавливали храм в селе Прудищи, где есть благодатный источник. Его появление связывают с походом Иоанна Грозного на Казань: источник забил, когда царь остановился там с войском на молитву. У меня много добрых и любопытных воспоминаний о первом благочинническом опыте.
— Жизнь в благочинии районном и городском отличается?
— Требования со стороны епархии одинаковы ко всем благочиниям. Просто у каждого своя специфика. Что касается храмостроительства: если Богу угодно, то храм построишь или восстановишь даже в непростых условиях.
— А необходимость в них продолжает ощущаться?
— Да. И пока есть люди, которые заинтересованы в рождении новых домов Божиих, ресурсы на строительство найдутся.
У людей есть потребность ходить в храмы. Вот взять хотя бы наш район. Мне иногда говорят: как так, Ленинский район — и церкви? А я в ответ: «Знаете, какая у нас посещаемость храмов? Побольше, чем в других районах». Процент верующего населения очень высок. Вот и новый храм в честь новомученика Алексия Нейдгардта никогда не пустует, хотя недалеко от него — большая, вместительная Карповская церковь. Когда, например, стали закладывать храм в честь апостола Фомы, мы даже объявление не успели разместить — люди увидели или по сарафанному радио передали, что будет служить митрополит — и пришли. Было даже удивительно, как много было народа.
— Историческое название района — Молитовка? Известна ли история его прежних, старинных церквей?
— Точных сведений об этом нет. Спасо-Преображенская Карповская церковь также знаменита своей историей, а само название «Карповка» связывают со старым бортническим промыслом.
— Карповку, наверное, знают все нижегородцы, потому что в этом храме были крещены многие из живших при СССР. Чем сегодня живет Карповская церковь?
— Недавно там закончили росписи Никольского придела, это уже современная пристройка. Изначально там были центральная часть и два придела, места для людей не хватало. Сейчас площади увеличились, и прихожане могут чувствовать себя более свободно.
— Расскажите, пожалуйста, про центральный храм — в честь иконы Божией Матери «Умиление».
— Он изначально планировался большим и каменным — для удовлетворения потребностей верующих одной тогда на весь район Карповки было мало. Но все же остановились на проекте небольшого деревянного храма, который с самого своего великого освящения 1 января 2013 года очень полюбился жителям района. С тех пор его стены не пустуют, здесь всегда много людей.

— Не так давно в Молитовском благочинии построен храм в честь новомученика Алексия Нейдгардта. Многим из нижегородцев это имя даже ни о чем не говорит…
— А ведь таких, как он, наших земляков, прославленных Церковью и живших совсем недавно, нужно знать и чтить! Как мы знаем, в Нижегородской епархии по благословению митрополита Георгия ведется активная работа по увековечиванию памяти новомучеников, людей, пострадавших за веру в советские годы, в период государственного богоборчества. Эту работу надо продолжать, и о совершивших подвиг веры мы должны рассказывать нашим детям. Например, в главном соборе Воскресенского благочиния нижние приделы освящены в честь новомучеников Николая Филиппова и Анисии Маслановой. Фрески в соборе рассказывают об их мученическом пути.
— Что интересного происходит в вашем благочинии в настоящее время? Чем хотели бы поделиться с читателями?
— Рядом с храмом Алексия Нейдгардта находится наш семейный центр «Ковчег», и у нас на приходе трудничают, алтарничают, читают богослужебные тексты молодые люди, девушки поют на клиросе.
А некоторые из них уже свои семьи создают, и это тоже момент духовного подкрепления.
В «Ковчег» приходят всей семьей, каждый находит здесь себе занятие: дети в воскресной школе занимаются, взрослые — кто в театральной студии, кто спортом, кто помогает в социальном центре или обучается звонарному делу. В центре также изготавливают маскировочные сети для СВО. Думаю, что таких центров, как «Ковчег», должно быть больше в епархии, потому что их работа способствует укреплению веры в обществе. В центре учатся взаимопониманию.
— Молитовское благочиние стало первым, присоединившимся к общественному проекту «Россия без сквернословия».
— Это проект, с помощью которого мы пытаемся донести до детей и взрослых, что сквернословие губит человека, преграждает ему путь к спасению. Если мы будем говорить «чистым» языком, уровень нашей жизни будет выше.
— Расскажите, пожалуйста, как вы окормляете медицинские учреждения?
— Мы с ними активно сотрудничаем: навещаем заболевших, исповедуем и причащаем, если люди высказывают такое желание. В 33-й и в железнодорожной больницах работают молитвенные комнаты. И радует, что некоторые руководители медицинских и других учреждений тоже приходят к Богу.
— Благочиние организует и культурные мероприятия. Какие из них наиболее яркие?
— Например, праздник, который проходит в парке «Дубки» в честь дня Жен Мироносиц. Там собирается более 2000 человек, так как жителям района это мероприятие очень полюбилось. Это и торжество в день святых благоверных князей Петра и Февронии в парке Станкозавода, где собирается примерно 500 человек. Нас активно поддерживает районная администрация.
А какие спектакли к Рождеству ставят наши прихожане, участники семейного центра «Ковчег»! У нас очень хорошая театральная студия, где даже костюмы шьют.
— А молодежь у вас активная?
— Она во всех епархиальных мероприятиях участвует. В «Ковчеге» даже есть зал, который ребята сами и обустроили. Там они собираются, общаются, пьют чай.
— На что сегодня направляете особое внимание?
— Помимо главного — окормления нашей паствы — уделяем большое внимание духовному просвещению. Сейчас мы активно поддерживаем уже названный проект, направленный на борьбу со сквернословием, и развиваем работу со школьниками. Некоторые директора нас приглашают в школы для духовных бесед. Думаю, что сейчас как раз то время, когда священство должно принимать активное участие в жизни общества.
Беседовала Марина Дружкова. Печатную версию подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.








