Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяТочка на картеВремя собирать камни
ГлавнаяТочка на картеВремя собирать камни

Время собирать камни

08.08.2025 - 08:08
История и небытие урочища Покровка в Вадском районе

Когда мы с моим соавтором Александром Гусихиным задумали продолжить цикл видеосюжетов о заброшенных храмах, перед нами встала проблема выбора. По всей России их тысячи. Даже если ограничиться Нижегородской областью, пришлось бы посвятить проекту всю жизнь. Тогда мы решили в первую очередь отснять храмы в урочищах — местах, где уже давно никто не живет. Там, где еще есть люди, остается надежда на возрождение церкви. Урочища же обречены на разрушение и забвение. На этом пути нас ждали неожиданные открытия.

Встреча

Урочища Вадского района были первыми, куда мы с Александром поехали на съемку вместе. Но если про Анненково сведений было достаточно, то про Покровку информации удалось найти крайне мало. Фотографии Покровского храма тоже не сильно меня впечатлили. И мы планировали объединить рассказ об этих двух урочищах в один сюжет. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.

Именно в Покровке для меня состоялась настоящая Встреча. Встреча с тем духовным явлением, которое представляют собой заброшенные храмы. И недостаток исторических сведений дал нам повод поговорить об ощущениях и открытиях, которые человек может сделать, соприкоснувшись с этим чудом, выпав из времени и краешком глаза заглянув в вечность.

Не иначе как прямое вмешательство свыше открылось нам при работе над фильмом о Покровке. Когда аудиодорожка была уже готова и мы собирались приступить к монтажу видеоряда, обнаружилось, что весь отснятый материал исчез. Вероятно, мы случайно его удалили, когда чистили от мусора жесткий диск. Ничего не оставалось, как снова выехать на съемки. Тут-то и проявилась вся неслучайность происшедшего. В этот день Господь послал такое удивительное солнце и так таинственно подсветил храм, такие подарил удивительные ракурсы и кадры, что ни малейшего сожаления о потерянном времени и трудах не осталось. Только восторг и благодарность!

Знаменитые владельцы

В XIX веке Новопокровское принадлежало семейству Штевен, которое жило неподалеку в селе Яблонка. Основатель рода Христиан Стевен, швед по происхождению, участвовал в Отечественной войне 1812 года и был пожалован за военные заслуги русским дворянством.

Его младший сын Федор был лицейским товарищем Пушкина, а старший, Христиан Христианович, стал ученым-ботаником, основателем Никитского ботанического сада. Правнучка Христиана Стевена Александра Алексеевна Штевен — выдающаяся женщина-просветитель XIX века. В Нижегородской губернии она основала более 50 школ грамотности. Сейчас ее именем названа Вадская центральная библиотека.

Фрагменты истории

Изначально село называлось Новопокровское, потом превратилось в Покровское, а став урочищем, сократилось до Покровки. Основание села людская молва связывает с походом Ивана Грозного на Казань. После победы великий князь возвращался через эти места. И то ли заложил здесь церковь, то ли посетил службу в уже существующем храме.

Так или иначе, история села насчитывает несколько веков. Но единственный исторический документ, который нам удалось найти, — это Адрес-календарь Нижегородской епархии за 1904 год. В нем говорится, что каменный двухпрестольный храм здесь был построен в 1790 году. Его главный престол освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а зимний (теплый) придел — в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Священником на тот момент был П. И. Безводинский, 40 лет; псаломщиком — Н. А. Тезавров, 45 лет. На содержание причта прихожане выплачивали ругу 150 рублей в год. А прихожан насчитывалось 582 человека. К приходу были приписаны и жители соседней деревни Поляны.

Колокольню разобрали в первой половине XX века, а само село стало затухать в 1960-х, и сегодня кроме церкви и небольшого кладбища о нем уже ничего не напоминает.

Ничего общего со смертью

Если считать по прямой, всего в 10 километрах от Покровки находится урочище Анненское, о котором мы уже рассказывали. Когда-то эти два храма окликали друг друга перезвонами колоколов. Теперь оба они тихо угасают, навсегда унося с собой свои тайны.

В Нижегородской области, как, впрочем, и по всей России, доживает свой век множество заброшенных полуразвалившихся церквей. При виде любой из них неизбежно возникает горькое чувство стыда и неловкости. Да, усилиями церковных властей, благотворителей и простых людей многие храмы сейчас восстанавливаются. Но размеры бедствия огромны, а ресурсы весьма ограничены. И если храмы, рядом с которыми продолжают жить люди, еще имеют надежду на возрождение, то для урочищ шанс обрести вторую жизнь совсем призрачен.

В бывших населенных пунктах, как правило, дольше всего сохраняются именно остовы храмов и кладбища. Когда попадаешь в подобное место, возникает чувство, будто ты выпал из времени. Вокруг почти не видно следов цивилизации, примет сегодняшнего дня. Тут легко представить себе и войска Иоанна Грозного, и мордовские племена, когда-то обитавшие в этих краях.

Одинокий храм в безлюдном поле напоминает заблудившегося во времени путешественника, корабль, затерявшийся где-то в тысячах километрах от океана. Его осыпающееся тело продолжает удивительным образом сохранять былое величие, хотя уже начинает как бы мерцать, все больше превращаясь в призрак.

Но именно в урочищах можно ощутить, что вся эта немного жутковатая красота не имеет ничего общего со смертью. Внутри храма нет ощущения, что ты попал в склеп. Здесь зябко от гуляющих повсюду сквозняков, но это совсем не могильный холод. Не возникает ни малейшего сомнения, что здание дышит, продолжает жить. Пусть какой-то своей, не до конца понятной нам жизнью.

Здесь царствует особая реальность. Мы смотрим в пустые глазницы церкви и вдруг обнаруживаем, что она тоже смотрит на нас. Мы можем даже посмотреть сквозь нее (ведь с каждым годом она становится все прозрачнее) и заметить, как преломляются при этом пространство и время. Как прошлое, настоящее и будущее вплетаются друг в друга.

Внутри храмов растут деревья. Природа входит в пространство творения человеческих рук. Но происходит это удивительно деликатно. Это не вторжение, а взаимопроникновение, слияние. И вот, попадая в храм, мы вдруг обнаруживаем внутри то ли остатки райского сада, то ли загадочный нарнийский лес.

Храм остается обиталищем Духа. И пусть материальное тело этой крепости истончается с каждым днем, она по-прежнему возвышается твердыней посреди всего мира. Наверное, именно поэтому кладбище рядом с Покровским храмом до сих пор живо (уж простите за невольный оксюморон). Здесь продолжают хоронить своих близких, убирают мусор, недавно даже поставили новые ворота.

Нам необходимо бывать в таких местах. Чтобы на своей коже ощутить бренность самых великих наших свершений, хрупкость человеческой памяти, относительность времени. И в то же время — неизбежность нашего существования внутри истории, нашу сопричастность всем ее событиям, всем людям, жившим прежде нас, нашу растворенность, укорененность в вечности. Жить надо именно с этим ощущением, чтобы не растратить отпущенные нам дни на глупую и никому не нужную суету.

Роман Сванидзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Другие материалы за день

Наверх