
Железнодорожную станцию Московско-Казанской железной дороги в Лукоянове построили в начале XX столетия, и именно с ней связаны важная историческая веха города и судьбы многих его жителей. В начале прошлого столетия механиком-машинистом здесь работал дед Святейшего Патриарха Кирилла Василий Степанович Гундяев. На протяжении всех военных лет трудящиеся города и района активно помогали Красной Армии, укрепляя тыл и приближая Победу. Сохранить память о предках-земляках сегодня помогают энтузиасты и музейные работники.
Час испытаний
Железнодорожный узел станции Лукоянов играл в годы Великой Отечественной войны большую роль. 22 июня в местный партийный комитет железнодорожников, который возглавлял секретарь Михаил Гурьянович Сорвёнков, поступила трагическая весть. И уже «на второй день войны рано утром в партком узла пришло много всякого народу. Они спрашивали, что им сейчас делать, чтобы помочь фронту, на этом особенно настаивали женщины-домохозяйки. Некоторые женщины приходили вместе с детьми, чтобы всей семьей помочь фронту. Мужчины в основном интересовались, как насчет добровольцев. На это райком партии разъяснил: кто желает добровольно сражаться с врагом, должен прийти в райком и подать заявление. Многие железнодорожники подали заявление с просьбой отправить их добровольцами на фронт», — писал Михаил Гурьянович, впоследствии обладатель 16 правительственных наград, в том числе ордена Ленина и звания «Почетный железнодорожник».

Нужды фронта поставили перед транспортом сложнейшие задачи: нужно срочно перебросить в восточные районы страны промышленное оборудование, людей, материальные ценности. А значит требовалось значительно увеличить пропускную способность железных дорог, ускорить оборачиваемость подвижного состава.

К осени 1941 года на станцию Лукоянов стали прибывать первые раненые. Жены железнодорожников помогали принимать их и сопровождали до госпиталей. Они шили простыни, мыли санитарные вагоны, разгружали уголь для паровозов. По просьбе раненых писали письма родным. Зимой женщины убирали снег с железнодорожных путей, а летом работали на колхозных полях.
Тем временем по всей стране начался сбор теплых вещей для фронтовиков. Сдавали пальто, валенки, шапки. Путейцы станции к тому же организовали вязание носков и варежек, сбор подарков: мыло, кисеты, папиросы, табак… Во время отправки поездов на фронт возле вокзала нередко выступал женский хор железнодорожного клуба.
В условиях военного времени
Прямо со школьной скамьи на фронт ушло 89 выпускников железнодорожной школы. Многие из них не вернулись домой.
Иван Ильич Старов, лукояновский железнодорожник, подростком работал в железнодорожных мастерских в первые годы войны.
— В бригаде было всего 15 человек, из них только трое взрослых, — вспоминает он. — Рабочий день начинался в семь утра по гудку, а продолжался по 15–16 часов. Работали без отгулов и отпусков. Шла война, и мы работали до тех пор, пока паровоз не выйдет из ремонта под воинский эшелон.
И без того трудная и напряженная работа на железной дороге усложнялась во время войны тем, что действовало постановление наркома путей сообщения работать без света и сигнальных свистков, чтобы ничем не выдать врагу месторасположение узловых станций. Поэтому вечерами все погружалось в кромешную тьму. Станционные фонари не горели, сигналы паровозов заковывали в жалюзи, окна локомотивов, домов и учреждений заклеивали и закрашивали. Так, без света, без предупредительных свистков, на сырых дровах железнодорожный транспорт работал всю войну.

В 1935 году стали вручаться нагрудные значки, только что введенные и утвержденные — «Ударник сталинского призыва». Таким значком на узле были награждены около 100 человек. Среди них — один из инициаторов стахановского движения Дмитрий Васильевич Бусёнков. Самая высокая профессиональная награда — знак «Почетный железнодорожник» — был введен на железнодорожном транспорте в 1938 году, и машинист Дмитрий Васильевич стал в 1939 году также первым почетным железнодорожником среди лукояновцев.

С первых дней Великой Отечественной он был в числе машинистов паровозных бригад, отправлявшихся навстречу фронту, под Смоленск. После войны он получил также медаль «За трудовое отличие», орден Трудового Красного Знамени и высшую награду страны — орден Ленина за героический труд в годы Великой Отечественной войны.
Лукояновцы помнят имя Владимира Ивановича Квасникова. Он воевал в полевой танково-ремонтной бригаде, которая эвакуировала для ремонта танки с поля боя. В Лукояновское депо Владимир Иванович пришел в 1950 году на должность слесаря по ремонту паровозов. Затем был откомандирован в Муром на курсы машинистов паровозов. Стал машинистом II класса, подменяя при необходимости машиниста-инструктора. Водил Владимир Иванович пассажирские поезда.
В 1943 году в Лукоянове была сформирована 65-я паровозная передвижная колонна из 20 составов. Она собрала 45 машинистов и помощников, проводников, кочегаров и кондукторов, поездных и вагонных мастеров. Замполитом колонны был избран Михаил Сорвёнков. Именно им были собраны материалы и написана летопись Лукояновского железнодорожного узла.
Хранители истории
К 120-летию открытия пассажирского движения через станцию Лукоянов был подготовлен документальный фильм «Дорога, ты стала моей судьбой» режиссера Натальи Боженкиной, сотрудницы нижегородской телекомпании «Образ». Автором сценария стала заведующая музейным отделом многофункционального культурного центра «Железнодорожник» в Лукоянове Фаина Кедяркина. Фонды музея много помогали в работе над проектом. Важной частью картины стала история работы станции в военные годы.

Боевой и трудовой подвиг участников Великой Отечественной войны мало изучался и освещался, поэтому сотрудники музея «Железнодорожник» (в 2025 году он отмечает 10-летие) решили восстановить справедливость. Несколько лет назад они начали составлять список ветеранов и тружеников тыла. Первым вклад в эту работу внес участник войны и бывший учитель железнодорожной школы Владимир Иванович Симонов. Он принес в музей список фамилий железнодорожников-фронтовиков. В поиске фамилий и оформлении экспозиции немало потрудилась Алевтина Волкова, бывший хранитель фондов. К первоначальному списку из 50 человек добавилось еще около 400 фамилий железнодорожников.

В 2020 году к 75-летию великой Победы сотрудникам музея пришла идея организовать предметную экспозицию «Солдатский привал»: накопилось много артефактов, принесенных жителями станционного поселка. Эта экспозиция создает впечатление присутствия на настоящем привале и привлекает интерес.
Собирать материал для музея помогают не только жители, но и руководители железнодорожной отрасли. Так, существенный вклад в сохранение памяти внес начальник Лукояновской дистанции пути Василий Митрофанов, он передал огромное количество экспонатов.

Сегодня музейные материалы рассказывают о славных трудовых династиях железнодорожников: Селешковых, Дадушиных, Бусенковых и других. Воссозданы интерьеры быта. На примере комнаты железнодорожников можно увидеть, как жили трудовые семьи. В переднем углу у икон женщины молились о семейном благополучии. В другой стороне находился угол, увешанный похвальными листами и грамотами, которые железнодорожники получали от райкома партии за хорошую работу. Первые экспонаты для комнаты: кровать, стул, этажерку, вазу, вышитые занавески, дорожный сундучок — передала Галина Ивановна Бусёнкова, представительница трудовой династии.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.









