И вновь стоим мы на пороге нового учебного года. Не только школьники и студенты — каждый христианин пусть вспомнит в эти дни о том, что Сам Господь Иисус Христос в Евангелии предстает прежде всего в образе Учителя, имеющего учеников, которых по завершении Своей миссии спасения Он посылает в мир со словами: «Идите и научите все народы…» (Мф 28:19–20). Конечная цель существования человека — бытие в Боге, или, как сказал преподобный Серафим Саровский, «стяжание Духа Святого», которое и есть бесконечное богопознание. А оно, в свою очередь, невозможно без внимательного и любознательного исследования всего того, что Господь открывает нам уже в земной жизни. Вопросы на этом пути нескончаемы.
?Каким святым и перед какими иконами молятся о хорошей учебе и учащихся?
— Известно, что Господь дает святым угодникам благодать помогать людям в тех или иных трудностях. Поэтому мы, молясь Богу и зная, что только Он Податель всех благ, обращаемся к Его Пречистой Матери или к святым, чтобы они ходатайствовали за нас у Престола Божия, донесли нашу просьбу Ему, посодействовали в ее исполнении. Об успехах в учебе, в частности, принято молиться пред иконой святого преподобного Сергия Радонежского, а также Божией Матери пред Ее иконой, именуемой «Прибавление ума». Но никто не запретит обратиться с такой просьбой перед любым святым образом.
?Что может стать препятствием для поступления ребенка в православную школу?
— Единственное препятствие для поступления в православную гимназию — неверующая семья. Но, думается, неверующие родители или вовсе не христиане и не подумают отправить свое чадо туда, где детей воспитывают в православных традициях, много говорят о Боге. У них другие приоритеты. Если же есть какие-то конкретные вопросы по здоровью ребенка, его способностям и т. п., их уместно выяснять с руководством гимназии.
?Каковы основные доводы в пользу получения детьми знаний о православии? Может будет, лучше получить их во взрослом возрасте?
— Знания о вере человек получает всю жизнь. Не случайно Христос сказал: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие…», когда «приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им» (Лк 18:15–16).
СЛЫШАЛ ЗВОН?Правда ли, что нельзя стать священником без высшего образования? Про некоторых батюшек знаешь, что есть у них и высшее образование, и научная степень, а к людям относятся равнодушно, стараются убежать побыстрее после службы. Не важнее ли быть человеком открытым, сердечным?
Безусловно, не высшее светское или духовное образование делает священника «открытым и сердечным». Образование тут совершенно ни при чем. Вот какой священник должен быть, согласно апостолу Павлу: «…непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим 3:2–5). И нет ни слова о высшем образовании. Хотя, конечно, хорошо, если таковое есть. Иначе как пастырь будет «учителен»? Он обязан прежде сам иметь богословские познания, а также способности к произнесению проповеди, чтобы быть способным научить своих прихожан хотя бы основам веры. Для этого и существуют духовные семинарии, где воцерковленные молодые люди получают не только широту и глубину образования, но и приобретают духовно-нравственные навыки, опыт борьбы со страстями. Как приложит выпускник полученное к своей пастырской практике, останется на его совести. Тем не менее, духовные семинарии сегодня приравнены к вузам, и иметь высшее образование для священника необходимо и естественно.
?Что делать, если ребенка дразнят в школе из-за того, что семья верующая? Нужно ли говорить, чтобы он терпел и прощал обидчиков?
— А что обещал Христос Своим последователям? «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши…» (Лк 21:16–19). Мы же ждем, что нас на руках носить будут, а когда поносят христианство, молчим, даже и не признаемся, что мы христиане. Жить хотим богато и спокойно. Хотеть можно. Но Христос обещал нам другое. Об этом и детям нужно знать, а уж взрослым-то и подавно. Тем более, что обещано, что и волос с головы нашей не пропадет. Так что же нужно делать? И об этом сказано: «терпением вашим спасайте души ваши».
?Начали с ребенком изучать детскую Библию — у него сразу вопрос: «Откуда появился Бог?»…
— Вполне закономерный вопрос, его всякий человек рано или поздно задает. Вот и объясняйте своему малышу, кто это — Бог, каковы Его свойства, действия в мире, видимом и невидимом, в соответствии с возрастом ребенка. Тут вам помогут Закон Божий, детская Библия и другие книги. Изучайте их вместе с ребенком. Поймете вы — поймет и он. А пока достаточно сказать о том, что Бог не «появился» — Он всегда был, прежде всего сотворенного и самого времени, поэтому и называют Его Предвечным или Сущим — значит всегда Существующим. А вот мы и весь видимый мир появились — по слову Его, в соответствии с Его Божественным Промыслом. Евангелие от Иоанна начинается сразу с самых вершин богословия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:1–5). Начало простое, но глубина — бесконечная. И мы — в самом начале ее постижения.
?Воцерковленная семья. Ребенок ходил в воскресную школу, не заставляли — желание у него было. Недавно выяснилось, что наш подросток участвует в кражах из магазина. Это у них «игры» такие. Кроме того, курит электронную сигарету. Как справиться с разочарованием, что и мы оказались в такой ситуации, хотя надеялись, что воспитание в духе православия оградит ребенка от этого?
— Уберечь ребенка от соблазнов мира — задача наисложнейшая. Но, если пришли соблазны, а это неизбежно, разочаровываться не следует. Сам Господь говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф 18:7). Так что не сдавайтесь, никогда. Потому что горе не тому, кто испытывает соблазны, а тому, кто их приносит. Даже если ваш ребенок крест перестанет носить — и такое случается. Но, если вы сумели посеять зернышко веры в его душе, оно обязательно взойдет, несмотря на все испытания, которые выпадают человеку в раннем возрасте на пути к спасению. Их все проходят. Себя почаще вспоминайте.
?С точки зрения Церкви, учитель — высший авторитет. Сам Христос был Учителем. Но как быть человеку, если тот разочаровался в своем духовном наставнике и точно знает, что тот ведет себя неподобающе, обманывает, подводит других людей?
— Прежде всего, не осуждать. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф 7:1–3). Вот и апостол Павел наставляет: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну» (Рим 14:12–13). А как поступить? Вы имеете право поменять духовного наставника. Решать вам.
ТРЕБУЕТ УТОЧНЕНИЯ
?Какими знаниями должны обладать крестные отец и мать ребенка перед совершением таинства? Может ли катехизатор или священник не разрешить быть крестными?
Может не разрешить на данный момент, если люди не готовы пока стать воспреемниками. Во-первых, если они неверующие. Во-вторых, если они не православные. В-третьих, если просто не подготовлены и ничего о своей вере не знают. Чему же научат они своего крестника? Как воспитают православного христианина? Священник рекомендует подготовиться к таинству Крещения серьезно. Не случайно заведено крестным прослушать катехизаторскую беседу (и не одну), да и самим почитать необходимую литературу, памятуя о высокой ответственности крестного перед Богом. Говоря светским языком, восприемники должны знать свои права и обязанности. И, кроме того, иметь элементарное понимание и объяснение Символа веры, главных молитв, заповедей Господних. Но главное — это ясное понимание смысла самого таинства: зачем крестится человек, почему священник называет его в молитве «воином Христа Бога нашего»? Апостол Павел пишет Римской церкви: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреб-лись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения» (Рим 6:3–5). Вот что нужно понимать тем, кто готовится воспитывать воина Христова.Какими знаниями должны обладать крестные отец и мать ребенка перед совершением таинства? Может ли катехизатор или священник не разрешить быть крестными?
Материалы подготовили протоиерей Владимир Гофман, Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.