Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяВопрос номераКак идти к призванию, если путь извилистый?
ГлавнаяВопрос номераКак идти к призванию, если путь извилистый?

Как идти к призванию, если путь извилистый?

01.09.2025 - 16:09
Пастырские советы ищущим себя

Кем быть? Такой вопрос молодой человек сегодня долго задает самому себе. Если раньше профессию выбирали на всю жизнь, то сейчас молодое поколение стремится попробовать себя в самых разных сферах, меняет занятия. То репетиторство на самозанятости, то графический дизайн… Родителям остается только вздыхать. Действительно, нужно ли упорно стремиться бросить где-то якорь, или не обращать внимания на стереотипы и просто работать, зарабатывая на жизнь? Как угоднее Богу? Беседуем с клириком храма в честь святителя Алексия, митрополита Московского, преподавателем Нижегородской духовной семинарии протоиереем Сергием Ларюшкиным.

— Отец Сергий, закончилась приемная кампания и в духовной семинарии, и в светских вузах. Для многих, и родителей, и вчерашних школьников, она связана с большим стрессом. И не только из-за сложности поступления на бюджет, но и большой вероятности неправильного выбора. Часто же бывает: отдаются немалые деньги на обучение в престижном вузе, а студент на втором курсе заявляет: это не мое. Как вести себя родителям на этом этапе жизни семьи? Предоставить ребенку полную свободу выбора? Потом может укорить, что не дали взрослый совет. Посоветуешь неправильно — тоже останешься виноватым.

— Христианину заповедано во всем полагаться на волю Бога. Выбор жизненного пути для родного чада должен осуществляться, конечно, не накануне поиска вуза, а в процессе многолетнего воспитания, взращивания способностей молодого человека. Эти способности должны видеть в первую очередь родители. Кроме этого, они должны задаться вопросами прагматического и духовного содержания: можно ли на приобретенную профессию прокормить семью? есть ли благословение Божие на выбранный путь? Чаще бывает, что мысль, мол, «это не мое», возникает у студента от столкновения с элементарными трудностями учебного процесса в вузе, обилия сторонних предметов, широкомасштабности изучения выбранного предмета, сложных отношений с сокурсниками и учителями, из-за чего и появляются упаднические настроения, а в  результате теряется творческая увлеченность предметом. Бывает и такое, что действительно нет воли Божией. Но и тут вполне возможно, что она просто еще не испытана, не понята.

В любом случае родителям важно убедить свое чадо испытать себя до конца: поверить в себя, в свои силы, понять, кто ты есть в Промысле Божием. Решение о продолжении учебы или оставлении вуза должно быть взвешенным, так как юный отпрыск может легко растеряться по неопытности. Родители здесь выступают уже не как покровители, а как мудрые советчики. Они должны не только подсказать выбор пути своему чаду, но и убедить его, что этот путь самостоятельный. Ведь самостоятельность не чужда ни опоры на опыт старших, которые за твоей спиной, ни молитвы к Богу, Который всегда впереди.

— Слышала, что в православной среде есть условное разделение профессий на душеполезные и душевредные. Понятно, что если ребенок верующих родителей выбирает работу спасателя или учителя, то он делает дело, угодное Богу. А если он решает, что его призвание — наносить тату в салоне красоты, против чего Церковь в принципе возражает, как реагировать родителям?

— Современный мир исполнен соблазнов, которые подчас размывают морально-нравственные границы, в результате чего молодой человек подвергается серьезным духовным испытаниям. Одна из задач родителей при воспитании ребенка — привить вкус к красоте и гармонии созданной Богом природы, научить распознавать добро и зло и делать правильный выбор. Если доброе семя не будет посеяно, выбор молодым человеком рода занятий окажется делом непредсказуемым. Профессии потому и бывают «душевредными», что культивируют идеи и идеалы, не согласующиеся с Божественной красотой и человеческим достоинством, хотя соблюдение нравственных норм зависит от самого человека. Поэтому призвание, понимаемое как призыв Божий, не может быть направлено на что-то бого- и человекопротивное.

Сердце родителей должно всегда болеть и молиться о детях. И дети всегда должны видеть перед собой образ любящих отца и матери, которые определились со всеми объективными нравственными и моральными принципами. А какими именно словами выразить родителю свое несогласие с выбором ребенка, пусть подсказывает сердце. Жизнь, по милости Божией, еще продолжается, впереди будет много неожиданных поворотов, поэтому как и куда повернется сердце любимого чада — вопрос времени.

— Вы сами окончили духовную семинарию. Выбор этого вуза, пожалуй, яркий пример того, как важно вовремя понять свое предназначение. С какими установками, мыслями, целями абитуриенты приходят учиться в духовную школу, и как многие понимают, что не ошиблись с выбором?

— Обучение в духовной семинарии нельзя сопоставить с прохождением образовательного курса в обычном высшем учебном заведении. Быть священником — это образ жизни и состояние души, а не профессия. Все абитуриенты, переступающие порог духовной школы, имеют именно такую установку — стать священнослужителем. Путь этот особенный, поэтому трудности во время обучения не только встречаются, но и сопровождают все годы обучения. Эти трудности касаются преимущественно духовной стороны и являются одним из видов духовной брани, которая добавляется к трудностям учебного процесса. Тут и осознает студент, его это путь или нет. Но и в этом случае руководство вуза делает все, чтобы юноша взвесил, рассмотрел и прочувствовал свое решение: быть или не быть.

Конечно, в семинарию юноши поступают из церковных приходов. Их рекомендуют священники, поэтому обучение здесь является продолжением церковной жизни молодого человека. Однако и данное обстоятельство не является стопроцентной гарантией правильности жизненного выбора. Одно дело, когда практическая церковная жизнь является частью повседневной жизни, а другое дело — когда она становится центром. Здесь уже не «шесть дней делай, а день седьмой — Богу», а наоборот.

Пересмотр своего жизненного выбора, выбора духовного поприща — дело естественное, но требующее особого терпения и упования на волю Божию. Случаи, когда юноша понимал ошибочность своего пути, учась в семинарии, встречались не раз. Уходили самые разные молодые люди: благочестивые, образованные, не совсем воцерковленные… И лучше, чтобы этот выбор был сделан как можно раньше. Большинство же студентов, пройдя сквозь сомнения и колебания, сумели реализовать себя на церковном поприще.

— Коллега по работе как-то высказалась, что призвание — ловушка ума. Может, на самом деле и не существует никакого призвания, это всего лишь философские измышления?

— Призвание может быть ловушкой только для гордого ума, который говорит сам себе: «Аз есмь…» — и перечисляет, кто он есть. Жизнь показывает, что у каждого человека свой путь, своя судьба, свой крест, поэтому вполне позволительно говорить о призвании как о реализации данных Богом сил и способностей. В этом случае понятие «призвание» в узком значении этого слова (род занятий, увлечение, профессия) должно соотноситься с широким значением этого слова — Промысл Божий.

— Допустим, ребенок уверен в своем выборе, но внезапно в нем что-то щелкает… И вот он готов бросить нынешнее место учебы ради призрачной мечты — своего «призвания». Родители переживают, а вдруг не получится? Стоит ли поддержать ребенка или попытаться надавить, чтобы он передумал?

— Мечтательное увлечение — ненадежное основание для жизненного выбора. Когда в силу вступает «материальный» закон жизни, касающийся добывания хлеба насущного, приходится многое корректировать в своей мечтательности. Призвание как призыв Божий совершается мирно, в глубине сердца, раскрывается в свое время и на своем месте. Оно привлечет властно, потребует максимальных усилий, но и человек получит сладостный плод от трудов своих. Даст Господь и хлеб насущный, всего будет в меру. Если же порыв молодого человека совершается «от ветра главы своея», то стоит помнить, что ветер в голове попутным не бывает. Кто не слушает наставления родителей и учителей, того наставлять будет Бог, а это весьма болезненно. Поэтому родителям нужно обладать достаточной проницательностью, чтобы предвидеть, сумеет ли юный странник жизни совместить два закона, сможет ли удержаться в своем призвании (или увлечении) и принести плод.

— Кто-то думает, что призвание — это что-то единственное на всю жизнь и определяется раз и навсегда. Но так ли это на самом деле? Были ли в вашей пастырской практике случаи, когда люди пытались понять волю Божию в этом вопросе, искали совета? Что вы им рекомендовали?

— Наверное, нужно провести тонкую границу между призванием и профессией. Призвание — это как направление, а профессия — конкретное воплощение этого направления. Поэтому поиск призвания — это внимательное испытание своих дарований, напряженное вслушивание в голос Божий, который определяет твой единственный и неповторимый путь. Искать волю Божию заповедует апостол Павел (см. Рим 2:12), в молитве «Отче наш» мы просим: «да будет воля Твоя», а псалмопевец Давид говорит: «В день скорби моея Бога взысках рукама моима». Именно руками, а не только сердцем или умом, то есть деятельной жизнью, опытом. А значит поиск воли Божией — наша первейшая задача и, по сути, это поиск человеком самого себя.

— Родителей пугает неопределенность. Им хочется, чтобы дети нашли свой путь. Если призвание все-таки существует, то как понять, что ты на правильном пути?

— Сердце родителей спокойно тогда, когда налажена, преимущественно, материальная жизнь детей. Всякое их мечтательство и «поиск себя» — весьма беспокойная тема. Повторимся, что призвание, как и Бог, существует, и постичь призвание без веры и усиленной молитвы ко Творцу и Промыслителю далеко не всегда возможно. Если Господь благоволит к чему-либо, то дело совершается гармонично и складно, что и является неким знамением Божиим правильности выбора.

 — Как сказал Чехов, «призвание всякого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни». Но эту правду человек может искать всю жизнь. А если не сразу получается найти, можно и в отчаяние впасть. Как избежать кризиса духовного и профессионального?

— Нужно не столько искать правду, сколько познавать истину. К этому призывает Христос (Ин 8:33). Еще Он призывает искать правды Царствия Божия (см. Мф 6:33). Истина всегда с тобой, так как она — от Бога, а Бог всегда с рядом. Правду человеческую найти вряд ли удастся. Как в поговорке: всяк правду ищет, да не всяк ее творит. Правда, в сравнении с истиной, — понятие более умопостигаемое. Истина же открывается сама чистому сердцу. И открывается истина Божия в меру, она всегда достаточна, и правда Божия, основанная на истине, — ясна. Она представляет собой реализацию истины в морали и нравственности, а это как раз и постигается «не сразу». Истина Божия познается, и правда Божия ищется именно «всю жизнь». Познается величие и милость Бога, ищется место человека пред Богом. В этом отчаяния быть не может — могут быть только непрекращающиеся открытия. Считаю, что век живи, век учись, а… учеником помрешь. Дай Бог нам быть всегда учениками, чтобы избежать всяких кризисов!

— «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — девиз романа Вениамина Каверина «Два капитана». А какой совет вы дадите тем, кто сомневается в правильности своего решения?

— Этот девиз, по своей сути, — девиз героя. Примечательно, что подобные слова есть в стихотворении английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс» («Одиссей»). И там, и там воспеваются герои и героизм, воля, целеустремленность. Однако при всем этом хотелось бы обратить внимание на одну мысль, выраженную в статье протоиерея Сергия Булгакова «Героизм и подвижничество», в которой мыслитель определяет основные черты того и другого: героизму свойственен внешний максимализм и внутренний (духовный) «минимализм» (героизм проецируется исключительно вовне, на весь мир, но оставляет без внимания мир внутренний); подвижничеству свойственен внутренний максимализм и соответствующая внешняя деятельность, которая нацелена на исполнение долга перед Богом. Подвижник, совершая подвиг, стремится исполнить волю Божию и в ее исполнении не щадит «живота своего». Герой исполняет волю свою, тоже «не щадит живота своего», готов и бороться, и искать, и, найдя, не сдаваться. Однако какой результат будет достигнут в том и другом случае? Чье имя будет превознесено? В одном случае — имя свое, в другом — и Божие, и свое. Поэтому слова «бороться и искать, найти и не сдаваться» требуют основательного переосмысления в духовном ракурсе, прежде чем принять их в качестве жизненного девиза.

В Евангелии тоже есть слова, побуждающие к неустанному действию, например: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф 7:7), «Входите тесными вратами» (Мф 7:13), «Бодрствуйте» (Мф 24:42) — и множество других.

Можно сопоставить также действия героев и Христа: герои покоряют моря и горы — Христос «покорил» одну гору — Голгофу; герои побеждают народы, проливая море крови — Христос пролил одну кровь — Свою, но покорил все народы Своей любовью, даровал такую победу, которой радуются все, а не только победители, и т. д. Можно также сопоставить жизнь героев и жития святых.

Для воспитания стойкости, смелости, упорства молодого человека фраза из романа Каверина вполне подойдет, однако важно четко понимать, чтό искать, ради чего бороться и в чем не сдаваться. Чтобы не построить дом на песке.

Текст: Анна Боровикова

Другие материалы за день

Наверх