
Движение волонтеров в Серафимо-Дивеевском монастыре стало заметным явлением. Оно началось 30 апреля 2023 года, и за это время волонтеры стали незаменимыми помощниками на всех послушаниях. В течение года они приезжают в обитель на две недели. Желающие могут пожить и дольше, перейти в следующий заезд. Обычно в группах от 20 до 40 человек в возрасте 35–60 лет. Заявки на приезд они подают на сайте diveevo-palomnik.ru.volunteers, созваниваются с сестрой, которая отвечает за работу с волонтерами, и в указанный день заезда прибывают в Дивеево. Живя общинной жизнью, они учатся уступать, заботиться о других, начинают узнавать себя. Посещают церковные богослужения. С желанием молятся. Становятся христианами.
Каждого привели в обитель свои обстоятельства
Мария (Казахстан):
— Мужчины и женщины разных возрастов превращаются здесь в братьев и сестер. Сначала называют так друг друга, а потом обретают новых родных во Христе людей. Семейные пары поселяют в разных кельях. И начинается трудовая духовная жизнь. Любая работа во благо обители и во славу Божию называется послушанием. Его нужно постараться выполнить, даже если никогда раньше этим делом не занимался. Даже если впервые в жизни видишь орудие для борьбы с сорняками, должен научиться им владеть.

Каждого приводят в обитель свои обстоятельства, просьбы, вопросы. Кто-то мечтал отдохнуть на море, но после встречи с мошенниками остался без средств. Помолился — и Пресвятая Богородица позвала к Себе за утешением и помощью.
Для многих слово «волонтер» означает человека, который всем бескорыстно помогает. Поэтому слово это на наших футболках и бейджиках паломники именно так и воспринимали. Одни подходили и спрашивали, как стать волонтером. Другие интересовались: вы по своей доброй воле бесплатно работаете? Обращались к нам за помощью, просили показать дорогу к источникам и в трапезные, рассказать о монастыре и святынях… Конечно, когда было время, всем обратившимся мы подсказывали и по мере сил помогали. Но наша функция была в другом — помочь сестрам обители в уходе за большим хозяйством монастыря, участвовать в послушаниях и молитвах.
Синие футболки с надписями «Дивеевский волонтер» и «Бодрствуйте, спасайтесь, радости мои!» мы получили после двух недель труда вместе с духовной литературой. Это был подарок каждому потрудившемуся на благо святой обители Божией Матери.

Искал жену и стал волонтером
Максим (Москва):
— Я безуспешно искал жену, пока не понял: нужна помощь Божия, нужен подвиг! В Телеграм-канале увидел пост, что Дивеево набирает первую волну волонтеров. Вот оно! Помочь женскому монастырю — огромное благо. Взял отпуск и отправился в путь.
Началось волонтерство с огородов. Нам, горожанам, привыкшим к капуччино, бранчам и самокатам, поручено было удалять сорняки, разбирать заборы, подвязывать помидоры, переносить металлолом. Пару дней лил дождь. Часть работ была на улице, но сестры заботились о нас, предлагали дождевики, свитера. Обычно после трех часов под дождем в мокрой одежде при 13 градусах пришлось бы лечить пневмонию. Но нельзя же заболеть и подвести всех, а значит надо молиться! И я не заболел, хотя после работы еще окунулся в ледяной святой источник.
Тут вообще меняются ощущения. Начинаешь улыбаться от мелких радостей, подмечать их. Душа истончается, или тает мирская броня? Что касается послушаний, сначала кажется: не потяну, но подходит время окончания трудов — и ты не торопишься, а хочешь еще что-то доделать.
День начинается с акафиста преподобному Серафиму. Синий бейджик дает доступ к той части храма, где молятся сестры и священники. Мне достаются записки — я читал их и чувствовал свою сопричастность. Удалось приложиться к открытым мощам преподобного. Быть волонтером — потрясающе! Я молился в храме на втором этаже, где поет клирос. Оттуда открывается потрясающий обзор. И людей существенно меньше, чем внизу. Я понял, что совсем не знаю литургию и веду себя как оглашенный. После литургии — крестный ход и малое освящение воды на источнике преподобной Александры. Мне дали нести хоругвь. Настоящий праздник!
В середине смены нас снова отправили на огороды. Люблю такое послушание. Работы вал, любая на ваш вкус: полоть, корчевать, подрезать, разбирать, переносить, красить, сажать, вести электрику, убирать, мыть, разжигать костер, поливать, чинить… И даже думать самому не приходится, как выполнить задание: все объяснит ответственная матушка.
Самая яркая часть дня — общение за ужином. Многие здесь переосмысливают свой путь, приходят к молитве, любви и радости.
Через два месяца я женился.
Здесь ощущается связь с Богом
Светлана (Москва):

— Что я пережила за эти две недели? Признаюсь честно, было нелегко. В том числе без кофе по утрам в привычное время. Нужно было принять монастырский устав, привыкнуть к строгости и требовательности сестры Натальи, смирить себя, подчиняясь общим правилам кельи…
Что я получила взамен? Бесконечную любовь. Она в Дивееве повсюду. Идешь по святой Канавке и чувствуешь, что Богородица здесь, рядом, почти держит тебя за руку.
О батюшке Серафиме — особое воспоминание. Сейчас хожу по Москве счастливая, что ножки не болят и спина не беспокоит. А дело было так: оказалась я на послушании в сестринском саду: я, скульптура батюшки Серафима и никого больше. Сестринский сад — место особое, уединенное, для монашествующих. С усердием принялась я за работу. А в обед разогнуться не смогла. Обратилась к батюшке Серафиму: «Потрудилась я на славу, но спину сорвала, помоги!» Каково же было мое удивление, когда по возвращении я о спине вообще забыла! Ни боли, ни усталости. Откуда взялись силы на вторую половину рабочего дня? Я еще и сад весь вымела, и в тени деревьев отдохнула, и с батюшкой Серафимом на радостях наговорилась. А когда батюшкиной мотыжкой (одна из святынь обители из числа личных вещей преподобного. —Ред.) по спине еще прошлись, предела радости не было и нет до сих пор.
Поездка обогатила меня братьями и сестрами, которые по-христиански заботились обо мне, узнав о моем недуге. Вот где пример настоящей любви во Христе!
Мой дивеевский багаж
Ирина (г. Саранск):
— Две недели волонтерства в Дивееве стали для меня наилучшим способом познания себя. Послушания — труд физический, непривычный — помогает учиться уповать на Бога, усмирять гордыню, тренирует человеколюбие. Господь дарит бесценный опыт, позволяющий прокачать свои черты характера. И если справишься со своими страстями или хотя бы постараешься, это приносит неописуемую радость. Матушки и сестры монастыря удивляют терпением, смирением, пониманием и милосердием. Милосердие — самое главное, что нужно тренировать в себе. Отсутствие этого качества Дивеево подсветило мне много раз.
Я прочитала Евангелие и Псалтирь ежедневным чтением. С Божьей помощью повторю это еще и не раз. Молитва и чтение Священного Писания теперь помогает мне строить отношения с дочкой-подростком, поддерживать мужа и жить с добрым сердцем и верой. Багаж чувств, знаний, воспоминаний, опыта, бесед, знакомств, размышлений, восторг от маленьких чудес сопровождает меня, вдохновляет, настраивает, спасает, направляет, помогает делать выбор, прощать, понимать, принимать, любить, творить, радоваться, правильно печалиться, слышать душу и сердце, жить так, как понравилось бы Богу.
Я шла по монастырю и улыбалась
Галина (г. Надым):
— После утреннего акафиста преподобному Серафиму, который начинается в семь утра, меня отправили на послушание на скит, где есть небольшая молочная ферма, называемая коровником. Мне дали все необходимое, даже носки и платок, и показали… поле, в котором длинными грядками, уходящими в горизонт, были посеяны морковь и свекла, едва проклюнувшиеся из земли и уже заросшие травой. Их и нужно было продергивать руками, не нанося ущерба тонким росткам.
Чтобы понять мою реакцию, нужно знать, что я офисный работник 45 лет. Когда-то в молодости сажала в огороде по пять саженцев помидор, огурцов и баклажанов. Много лет я живу в городе на Крайнем Севере, где никто ничего, кроме цветов на подоконнике, не сажает. Последние месяцы я просидела дома, редко вставая с дивана и отрываясь от телефона. Дома все автоматизировано: посудомойка, робот-пылесос, мультиварка, автомобиль для передвижения. А тут бескрайнее поле, солнце в зените — и я, в платке и платье.
Я безропотно принялась за работу, в глубине души понимая, что где-то в середине этого поля я умру… Читала молитвы. Хорошо знаю только две, их и читала. На соседней грядке работала монастырская сестра. Она светилась изнутри добротой. У нас завязался недолгий разговор о жизни монахинь и о том, как приходит в голову мысль бросить мирскую жизнь, отказаться от ее благ и комфорта. Ответы на мои вопросы были просты, наполнены любовью и пониманием. Я была впечатлена ее душевным теплом и благодарностью ко мне. Мои рассказы она слушала с уважением и радостью за меня. Невозможно передать эмоции от такого общения. Мы не встречаем в миру таких людей. Ни лучшие друзья, ни родные, ни мы сами не умеем быть такими искренними в общении.
В последнее время я за компьютером больше часа работать не могла от боли в спине. Поэтому полгода просидела дома в депрессии. А тут полдня в поле в одном положении — и я не устала! Я наполнялась энергией, радостью, счастьем — десятком положительных эмоций, неведомых мне прежде. Сестры и монахини были очень заботливы, постоянно предлагали отдох-нуть и покушать, дали мне перчатки, стульчик. Не хотелось расставаться с ними.
Вернувшись в Дивеево, я пошла по Канавке. Откуда взялись силы? Улыбаясь каждому встречному, я шла по монастырю…
Клубника на Канавке и козы в дорогу
Татьяна (Московская область):
— Самым сложным послушанием для меня стал Казанский огород, потому что я вообще не огородник. Впервые держала в руках тяпку. Поливать очень понравилось. Довелось полоть клубнику на Канавке.
Большое чудо произошло по окончании заезда, когда бабушка положила мне в машину двух козочек со словами: «Сестра, мы тебя ждали, другим не отдавали, только в добрые руки и не на мясо! Они у тебя всю дорогу будут спать, вези!» Куда везти? Я в квартире живу. Привезла. В храме услышала от одной матушки, которая проездом была в нашем городе, что многодетная семья из Тверской области давно хочет завести коз для молока, но денег нет. Они молились батюшке Серафиму о козе. Я отвезла козочек этой семье.
Уехала из обители другой
Анна (г. Кумертау):
— Я искала счастье и нашла его там, где не ожидала, — в тишине монастыря. Приехала сюда потерянной. Казалось, что в жизни все идет не так. Отношения с мужем напряженные. Внутренняя неудовлетворенность, опустошение. Хотелось больше денег, свободы, успеха. Как и многие среди молодежи сейчас, жила мечтами быть особенной, звездной.
Никакого явного чуда не случилось, но самое главное произошло внутри. Я увидела свои заблуждения, гордыню, упрямство, заносчивость. Искренне раскаялась — с болью, слезами. Покаяние стало началом новой жизни. Я увидела, как сильно мне не хватало Бога и общения с Ним. Прежде я стремилась закрыть эту пустоту вещами, людьми. Но пустота оставалась. Я поняла, что на самом деле мне всегда нужен был только Господь. Уехала из монастыря другой. Появились смирение, благодарность и благоговейный трепет.
Сейчас я учусь быть женщиной, женой по-христиански: уважать и почитать мужа, служить своей семье, пребывать в смирении. Теперь мне не хочется привлекать внимание, собирать лайки в соцсетях, доказывать свою особенность, больше хочется внутренней тишины, меньше искушений и сосредоточиться на главном.

Встречи с прекрасными людьми
Татьяна (Санкт-Петербург):
— Главным чудом для меня стало то, что я встретила в Дивееве прекрасных людей, которые понимали меня с полувзгляда, с полуслова. Они думали, говорили, делали то, что отзывалось теплотой в сердце. Мы делились сокровенными мыслями, ссылками на прочитанные книги, читали стихи. Поддерживали друг друга добрым юмором. Все были такие разные, но уже родные, как большая семья.
Первое послушание завершилось в 21 час, когда монастырь уже переоделся в ночное облачение: звездное небо, теплая подсветка колокольни и соборов и запахи — яблочный и тонкий цветочный. С колокольни доносилась повторяющаяся мелодия «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Немой восторг и благодарность Создателю, что сподобил добраться до этого дивного уголка нашей необъятной страны и почувствовать всю Его любовь ко мне грешной.
В каждом заезде — своя кульминация. В нашем случае это был праздник Успения Пресвятой Богородицы с последующим украшением святой Канавки для погребения Ее плащаницы. Мы все так ждали этого события! На всенощном бдении 27 августа мы исповедались, 28-го причастились, а 29-го нарядные, с бейджиками участников украшения Канавки, отправились составлять цветочные орнаменты под руководством опытных флористов. Пять часов пролетели незаметно. Мы пели «Богородице Дево, радуйся» и сами радовались, как дети.
Нужно забыть свои хотелки
Александр (г. Омск):
— Здесь солнце яркое, купола золотые! Встаешь утром молиться, а на тебя кресты золотые глядят!
И воскликнешь из глубины души: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»
Здесь я стал понимать, что нужно забыть свои хотелки: туда не хочу, а сюда хочу. Какое послушание определили, туда и идешь. На одном из послушаний мне стало стыдно, что монахиня носит доски и пни быстрее меня. Решил не отставать, но спустя полдня понял, что поясница больше не может терпеть моего усердия. На этом мой подвиг закончился. Что же поделаешь?
Первые три дня по приезду девушки не выходили из головы: такие красивые, с улыбками, как солнышко. Но пришлось заняться поясницей. Я переменил мысли и думал уже о том, что батюшка Серафим не оставит меня. Чуть выздоровел — ОРВИ. Братья меня выручили, дали таблетки и все необходимое.
Съездили с братьями на источник. Меня напугали: ледяной. Но батюшка Серафим нас с большой любовью принял и согрел. Было немного страшно, но помолился, как мог, и пошел, а в голове почему-то слова звучат, такие добрые: «Иди, иди». Три раза, как положено, окунулся. Вышел, а мне обратно в воду хочется! Зашел второй раз, опять окунулся трижды. Водичка мягкая, светлая, и так хорошо на душе! Вышел, постоял пару минут… и не смог удержаться — третий раз пошел. На этот раз я тихо окунулся трижды, и вода меня как будто обрадовала еще больше…
На прощание я из шкатулки вытянул цитату святых отцов — в ней были самые нужные мне слова. Дома в рамку эту цитату поставил. Очень хорошая поездка, здесь душой воскресаешь. Дурные мысли оставляешь, Богородице молишься.
Чему научились в Дивееве
Николай и Евгения (Ростов-на-Дону):

— Мы уже сутки дома, а руки в прежнем ритме монастырских послушаний. Дорога за рулем 15 часов, приезд в пять утра, немного отдохнули, и уже в пять вечера мы у родителей на даче. Надо же дивеевскую клубнику посадить! И крыжовник со святой Канавки. С молитвой «Богородице Дево, радуйся» сделали это. Очень верим, что приживется. Я окропила все водой с источника матушки Александры. А супруг тем временем с триммером в руках боролся с выросшей по пояс травой. Родители были в шоке.
После посадки я вернулась к любимой лопате, с которой несколько дней подряд в Дивееве не расставалась. Научилась копать! Пока свекровь искала секатор, чтобы подстричь ненужный чеснок, я его выкопала, чтобы сделать вкусную помазку по монастырскому рецепту.
Семь недель даром не прошли. Руки чешутся и без дела уже не могут.
Подготовила монахиня Макария (ОГУДИНА)








