Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяЧитая ПисаниеПутями Святого Духа
ГлавнаяЧитая ПисаниеПутями Святого Духа

Путями Святого Духа

05.09.2025 - 08:09
Как гонение иерусалимских христиан послужило проповеди Евангелия

Появившаяся в день Пятидесятницы первохристианская община недолго жила в мире и покое, в любви и уважении окружающих. Проповедь диакона Стефана и последовавшие суд и расправа над ним выявили разницу в религиозных представлениях иудеев и христиан. В народе появилась неприязнь к христианству. Обычные иудеи перестали восхищаться и уважать последователей Иисуса, почувствовали в них тайную угрозу для своей веры и святынь и стали смотреть на новую общину с подозрением.

Убитые и рассеявшиеся

После убийства Стефана разъяренная толпа бросилась громить дома христиан, а их самих предавать суду и смерти. Автор «Деяний святых апостолов» упоминает, что и «Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян 8:3). Многие из христиан отдали тогда свои жизни за Христа. Еще большее число верующих вынуждены были бежать из столицы. Среди них диакон Филипп, сотрудник Стефана в деле материального обеспечения членов общины. Он отправился в свой родной город, Кесарию Палестинскую.

Массовый исход христиан из Иерусалима имел следствием то, что имя Христово стало возвещаться во многих местах. «Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии» (Деян 11:19). Таким образом, проповедь охватила большую территорию. Подобным образом и Филипп, проходя селения, проповедовал Евангелие. Апостол Лука в 8-й главе «Деяний» описывает самые удачные и чудесные из его миссий. В одном самарянском городке, название которого не упоминается, его проповедь и чудеса обратили в веру все население.

Крещение самарян

В числе уверовавших и принявших крещение был Симон Волхв, славившийся в городе магической силой. В римских и греческих летописях того времени довольно часто упоминаются маги, выходцы из Персии — халдеи. Обладая знаниями таинственных сил тогда еще мало изученной природы, они выдавали себя за людей необыкновенных. Исцелением некоторых болезней, заговорами, гаданием они так воздействовали на невежественные людские массы, что народ верил, будто они находятся в связи с «высшими силами». О Симоне-волхве говорили, что он «есть великая сила Божия». Однако благодатная речь Филиппа и небесные знамения были так поразительны, что народ уверовал во Христа, оставив свое увлечение Симоном.

Известие о крещении самарян диакон Филипп отправил в Иерусалим. Апостолы сочли это столь важным, что сейчас же послали к самарянам апостолов Петра и Иоанна для возложения рук и низведения благодати Святого Духа.

Важный момент: другие апостолы посылают Петра и Иоанна, которые не считают себя выше сонма апостолов, а соглашаются исполнить поручение, возложенное на них соборно. Возложение рук в данном случае — это второе таинство, описанное в книге Деяний, которое впоследствии было соединено с таинством Крещения и стало называться Миропомазанием. Миро — особо сваренный и освященный состав из благовонных масел, и в помазании им частей тела (органов чувств, груди, рук и ног) новокрещенного передаются благодатные дары Святого Духа.

Тот факт, что Филипп был ограничен в передаче даров Святого Духа и не мог передать их крещеным самарянам, заставляет видеть в нем именно диакона, а не апостола Филиппа из числа 12-ти. Блаженный Феофилакт Болгарский подтверждает: «Он крестит только как ученик, а завершительную благодать преподают те апостолы, которым дана власть преподавать такой дар».

Апостолы Петр и Иоанн утвердили своей проповедью самарян в вере и вернулись в Иерусалим.

Дерзость Симона Волхва

Принятие Святого Духа самарянами сопровождалось видимыми знамениями, и Симон Волхв это приметил. По Промыслу Божиему он сделал то, что выявило его греховную сущность и порочность намерений и в то же время не позволило надругаться над Божиим даром. Ожидая принятия Святого Духа, он поспешно просил апостолов передать ему не только этот дар, но и власть самому низводить его на других. За это он предлагал плату, чем себя и выдал.

Святитель Иоанн Златоуст рассуждает: «Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду».

На учеников Христовых Симон смотрел как на носителей высшей магической силы и хотел приобрести ее, чтобы улучшить свое ремесло. Судя по дальнейшей его истории, он надеялся заполучить силу творить такие же чудеса, как Филипп, и тем приобрести еще большую славу и влияние в народе. Крещение оказалось для него бесполезным и не произвело духовного перерождения.

Своим ответом на богомерзкое предложение Симона святой Петр указывает на гибельность его духовного состояния и призывает к покаянию. Однако волхв настолько закоснел во зле, будучи «исполнен горькой желчи», был настолько невосприимчив к покаянию, находясь «в узах неправды», что Петр даже не обещает ему прощения, а только предполагает: «может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего». Устрашенный этими словами, Симон просил апостолов помолиться за него, но едва ли искренне, скорее всего, только ради приличия.

Грех Симона Волхва получил в Церкви наименование «симонии» — это покупка благодати Божией или священного сана за деньги.

Церковное предание считает Симона-волхва родоначальником гностической ереси. Позже он появился в Риме. Желая изумить жителей столицы хождением через реку Тибр по воздуху, он низвергся в глубину и — по молитве апостола Петра, которого считал своим злейшим врагом все оставшееся время, — утонул.

Сошествие Духа на евнуха-эфиоплянина

Диакон Филипп продолжил свою миссию. Явившийся ему Ангел направил его на дорогу из Иерусалима в город Газу, печально известный сегодня как Сектор Газа, место поселения палестинских арабов в Израиле. Как тогда, так и сейчас рядом с этим городом проходит единственная дорога из Палестины на Синай и в Египет. Там Филиппу встретился «Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения». То обстоятельство, что он читал книгу пророка Исаии, не дает еще права предполагать его еврейское происхождение, так как он мог читать ее и в греческом переводе.

Эфиопами в античное время называли жителей Куша, современного северного Судана. Столицей был город Мероэ на правом берегу Нила. Около 1500 года до нашей эры Куш был завоеван Египтом. Однако в 780 году до Р. Х. стал независимым и просуществовал до IV века по Р. Х. Культура Куша сформировалась под мощным влиянием Египта. В ней кроме местных богов в почете были и египетские божества. Население страны принадлежало к семитской расе и говорило языком близким к древнеарабскому. Уже древние историки отмечают ту особенность, что Эфиопией (так называли в античный период территорию южнее Египта и Ливии) правила царица-мать, муж которой назывался царем номинально, а сын считался «порождением Солнца». Кандакия — титул правительницы Куша.

Поводом для знакомства для Филиппа стало чтение евнухом вслух книги пророка Исаии. Речь о страданиях Мессии в 53-й главе была ему непонятна, и он воспользовался разъяснением Филиппа. Лучшего отрывка в пророчествах о Мессии, наверное, трудно было бы найти. Святой Дух все устроил и вдохновил Филиппа. Успех его проповеди увенчался тем, что, когда они подъехали к источнику, возможно между Елевферополем и Газой, евнух крестился, веруя от всего сердца и исповедуя Иисуса Христа Сыном Божиим. Дух Святой без всякого посредства сошел на него. А далее, «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян 8:39).

Диакон оказался в городе Азоте (современном Ашдоде) и, проповедуя, продолжил путь в Кесарию.

Церковное предание сохранило нам сведения о дальнейшей судьбе евнуха. Звали его Индих. По возвращении в свою страну он стал первым проповедником Евангелия, обратил к Христу и крестил многих, в том числе и свою повелительницу.

А Филипп, вернувшись на родину, женился. У него родились четыре дочери, которые обладали даром пророчества. Об этом свидетельствует книга Деяний, описывая возвращение апостола Павла из очередного миссионерского путешествия: «На другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи [диаконов], остались у него» (Деян 21:8). Между двумя упоминаниями о Филиппе прошло почти 20 лет…

И сила явления, и тайный дар
История проповеди диакона Филиппа ставит трудный вопрос: почему Святой Дух в крещении самарян не сходил, а в крещении евнуха тут же явился? Явление Святого Духа в апостольские времена были различны и не были сопряжены с условностями. Следует однозначно утверждать, что Он сошел на крестившихся самарян, но не явил Себя, как обычно, ощутимым образом. Иначе мы сталкиваемся со случаем безблагодатного таинства. Но оно должно быть признано благодатным, как это подтверждает крещение евнуха.

Самаряне жили локализовано, на одном месте, поэтому имели возможность не только креститься, но и получить дары Святого Духа от рук пришедших из Иерусалима апостолов. Именно с их ожиданием связан тот факт, что Святой Дух не явил Себя в крещении самарян. В полной мере Он открылся в апостольском возложении рук. Ситуация с евнухом была противоположной: эфиопский вельможа покидал Иудею, не мог встретиться с апостолами, поэтому Святой Дух показывает Себя в крещении сразу.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

Другие материалы за день

Наверх