Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяБез рубрикиИз Средневековья — в наши дни
ГлавнаяБез рубрикиИз Средневековья — в наши дни

Из Средневековья — в наши дни

05.09.2025 - 09:09
Читаем «Апокалипсис» по фрескам Гурия Никитина

В современном мире все быстро меняется, но случаются в нашей жизни культурные события, заставляющие время замедлиться, остановиться. Выставка, которая пройдет этой осенью сразу в нескольких городах России, в том числе у нас, в Арзамасе, из их числа.

Интересная инициатива

Почему бы не познакомить широкую общественность с редкими по своей почти полной, а не фрагментарной, как у большинства росписей Средневековья, сохранности фресками костромского иконописца Гурия Никитина? Ведь эти малоизвестные произведения, которыми украшены интерьеры Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, уникальны тем, что по ним можно буквально читать книгу Откровения Иоанна Богослова («Апокалипсис»). Для воплощения этой идеи при поддержке Президентского фонда культурных инициатив научно-просветительский центр «Индрик» приступил этим летом к подробному исследованию и оцифровке названных фресок. Фотовыставки, сопровождаемые показами фильма о Гурии Никитине и мастер-классами по правильному прочтению фресок, пройдут этой осенью в Арзамасе, Кириллове, Костроме и Вологде.

Фрески, от которых замирает сердце

Что мы сегодня знаем о выдающемся иконописце XVII века Гурии Никитине, и почему его фрески вызывают живой интерес наших современников? Ответ на этот вопрос мы получили в паломнической поездке по «Золотому кольцу России», в Ярославской области, в тихом и зеленом Переславле-Залесском. Сейчас этот город украшают множество храмов и пять монастырей. Здесь, на берегу Плещеева озера, под древними сводами Данилова монастыря, взору паломников предстает единственный полностью сохранившийся ансамбль фресок мастера.

Заходим в Троицкий собор и замираем от его величия. И целого дня не хватит, чтобы рассмотреть фрески, украшающие собор, как драгоценные россыпи. Настенная живопись здесь занимает все пространство. Минеральные краски не пожухли, не потемнели, не выцвели. Невероятно, но роспись создана во второй половине XVII века.

Эту древнейшую на ярославской земле обитель основал преподобный  Даниил Переславский. Она располагается на месте, которое раньше называли «Божедомьем». Дело в том, что в местных оврагах погребали нищих, странников, умерших скоропостижно и без покаяния. Будучи иноком Горицкого монастыря, находящегося поблизости, Даниил время от времени видел на оврагах Божедомья мерцающие огоньки. Это явление он определил, как знамение праведности некоторых из похороненных здесь людей. Даниил принял на себя послушание погребать каждого, кого привозили на овраги. Потом здесь поставили деревянный храм и образовалась небольшая монашеская община.

Каменный Троицкий собор был выстроен в 1530–1532 годах на средства великого князя Василия III. Он пожертвовал их в честь рождения долгожданного сына, будущего царя Ивана Грозного. В Переславле-Залесском это второй по древности храм, расписанный в 1662–1668 годы артелью костромского иконописца Гурия Никитина.

Мы вошли в полумрак собора, поклонились мощам святого Даниила и стали рассматривать стенопись.

Жизнь, похожая на житие

Местный экскурсовод с благоговением пересказывает историю жизни Гурия Никитина, родившегося в 1620 году. Мы узнаем, что Никитин — это отчество, но была еще и фамилия — Кинешемцев. Сразу возникает предположение, что родом он из Кинешмы, но нет — из Костромы. Отец будущего иконописца умер в эпидемию чумы. В роду Гурия иконописцев не было, но с малых лет его матери Соломониде было понятно: ее сын будет художником.

Жизнеописание Гурия Никитина скудно, кто учил его художествам, неизвестно. Первое упоминание о нем в официальных бумагах Оружейной палаты относится к 10 сентября 1659 года. Имя Гурия значится среди 15 костромичей, посланных в Москву 12 мая 1660 года для росписи Архангельского собора.

Позже иконописец будет участвовать в реставрации фресок Успенского собора, Троицкого собора Данилова монастыря, Ипатьевского монастыря в Костроме, церкви Воскресения в Ростове, церкви Илии Пророка в Ярославле, Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Эти ансамбли по праву считаются лучшими произведениями монументально-декоративного искусства второй половины XVII века. В эти годы Гурий Никитин уже руководил группой иконописцев и брал на себя самую мудреную работу. Он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

По словам монастырского экскурсовода, в столице Гурий бывал чаще, чем дома. Пришелся он по сердцу Романовым — и Алексею Михайловичу, и Федору Алексеевичу. Главные соборы Московского Кремля, Государева, Золотая и Передняя палаты Кремля помнят, как благочестивый иконописец из Костромы с мастерством писал святые образы.

В 1678 году Симон Ушаков и другие иконописцы просят царя назначить Гурия на место нашего умершего земляка Никиты Павловца (из Павлова-на-Оке). Царь Федор Алексеевич внял просьбам мастеров и принял Гурия в иконописную мастерскую Оружейной палаты. Однако москвичом Гурий так и не стал, не осел в столице. Жил в Костроме, периодически приезжая по вызовам в Москву.

Внимание к деталям

Гурий Никитин стал выдающимся мастером фресковой живописи. В рос-писях мы видим свойственный ему прием «незеркальной» симметрии композиции, чувство ритма, внутреннюю динамику образов, контрасты светотени. Много внимания мастер уделяет деталям. Кропотливо прописаны фигуры Господа на троне, Пресвятой Богородицы, апостолов и учителей Церкви, стремительных ангелов, людей в белых одеждах, всадников на разноцветных конях, семиглавого дракона с коронами, страшных демонов с крыльями и клыками. Смотришь на фрески, и перехватывает дыхание. Кажется, что жизнь вокруг замирает и ты переносишься внутрь произведения.

В Троицком соборе Данилова монастыря мы видим основные сюжеты Откровения Иоанна Богослова («Апокалипсиса») — самой загадочной и символически насыщенной книги христианства. И для человека Средневековья, и для нас, живущих в XXI веке, это не просто украшение храма. Это то, что формирует мировоззрение человека. Двадцать шесть основных сцен, описанных любимым учеником Христа, разделены на пять регистров. Они занимают всю западную стену и частично нижние ярусы южной и северной стен. Мы наблюдаем развернутый рассказ о событиях Апокалипсиса. Фрески создавались в Смутное время, связанное с расколом в Русской Церкви и ожиданием очередного конца света в 1666 году.

Таинственные и выразительные фигуры представлены на синем фоне. В росписи преобладают охристый, темно-малиновый, оливковый цвета, среди которых временами вспыхивают ярко-голубые и белые пятна.

Какие сцены из Апокалипсиса мы видим на стенах собора? Христос посреди семи горящих светильников, Агнец на Престоле, четыре всадника Апокалипсиса, ангелы, выливающие чаши гнева на Землю, семиглавый дракон и Жена, облеченная в солнце, смерть и ад, ввергаемые в огненное озеро, воскресение мертвых… Сюжеты из Апокалипсиса наглядно демонстрируют вечное противостояние добра и зла, подчеркивают ответственность человека за нравственный выбор.

Сотрудник монастыря обратила наше внимание на то, что Гурий Никитин смело подходит к решению неканонических сцен, проявляя дар декоратора и креативность. В обители мы узнали, что в 80-е годы XVII века сформировался тот художественный прием, который современные исследователи называют «формулой Гурия Никитина». Это решение пространства с помощью изображения прозрачного домика, видимого одновременно изнутри и снаружи.

Прошло более трех столетий, а цвета белил, охры, голубца, киновари и других минеральных пигментов звучат в полную силу.

«Апокалипсис» этим летом

В обители мы узнали про интересную традицию, сложившуюся здесь в последние годы по инициативе ее настоятеля игумена Пантелеимона (Королева). С весны по осень, каждый месяц, под сводами Троицкого собора собираются паломники и вместе поздним вечером и при свечах читают Откровение Иоанна Богослова. Всем желающим раздают листки с текстами, и люди по очереди их озвучивают. Около иконостаса, на аналоях, на русском языке. Каждый сюжет на фресках, когда до него доходит чтение, подсвечивается фонариком.

«Иоанн — семи церквам в Азии: милость вам и мир от Того, Кто есть — и был — и придет, и от семи духов у Его престола, и от Иисуса Христа, свидетеля верного, из умерших перворожденного, властителя царей земли! Тому, Кто любит нас, Кто дал нам Своей Кровью освобождение от наших грехов, сделал нас царством и священством Бога, Отца Своего — слава и держава во веки веков! Аминь. Вот Он идет с облаками! Кто Его не увидит?! Увидят и те, кто пронзил Его. Плачем перед Ним огласятся все племена на земле. Да! Аминь» (Ап 1: 4–7).

По мнению игумена обители, если христианин придет в монастырь и потратит свое время на то, чтобы полностью прочитать Апокалипсис, разглядывая эти изображения, то выйдет из Троицкого собора совсем не таким, каким сюда вошел.

Недавно в мессенджере одного известного московского экскурсовода увидела объявление с броским заголовком: «Апокалипсис этим летом! Приглашаем на чтение Апокалипсиса с рассматриванием уникальных фресок артели Гурия Никитина в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского в этом сезоне».

И люди записываются в эти поездки, и едут, и получают незабываемые впечатления, богатую пищу для размышлений. Это то, что может поменять жизнь человека. Осознать, что наше земное бытие — всего лишь миг на пути к вечности.

Ждем фрески Никитина в Арзамасе

Но вернемся на нижегородскую землю. Мы уже сказали о том, что этой осенью в Арзамасе пройдет выставка, где можно детально рассмотреть иконописные сюжеты. Но это еще не все. Сейчас создается документальный фильм о Гурии Никитине. Его покажут на выставке и разместят на сайте проекта. После кинопоказа планируется детальный разбор важнейших иконографических образов и текстов, ответы на вопросы. Посетив выставку фресок костромского иконописца в Арзамасе, мы сможем вырваться из суетного XXI века и хотя бы ненадолго погрузиться в Средневековье, где наряду с Андреем Рублевым и Дионисием творил Гурий Никитин.

Текст: Марина Бригатова

Фото предоставлено НПЦ «Индрик»

Другие материалы за день

Наверх