Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяЧитая ПисаниеДень Господень — время Мессии
ГлавнаяЧитая ПисаниеДень Господень — время Мессии

День Господень — время Мессии

26.02.2025 - 09:02
О чем была первая проповедь апостола Петра

Мы продолжаем вдумчивое чтение книги Деяний святых апостолов. Самым значимым из описанных в ней событий является сошествие Святого Духа на учеников Христовых, и очевидным результатом этого события стала первая христианская община в Иерусалиме. Появилась она благодаря апостолу Петру. А началось все с его проповеди в день Пятидесятницы.

Святой Дух преобразил души апостолов и обогатил сверхъестественными дарованиями. Некогда боязливые и скрывающиеся, теперь они смело и открыто прославляли Бога у всех на виду и говорили о свершившемся спасении на разных языках. Изумление одних и грубые насмешки других побудили их обратиться к народу с разъяснением совершившегося чуда. От их имени святой Петр произнес к народу свою первую проповедь (Деян 2:14–41).

Дополняя Иоиля

Мягко и кротко Петр устраняет подозрение в том, что ученики Господа пьяны, «напились сладкого вина», так как это был час утреннего богослужения, до которого никто из иудеев не вкушал пищи, тем более в такой великий праздник, как Пятидесятница.

Петр приводит ветхозаветное пророчество Иоиля (2:28–32), произнесенное за 800 лет до этого. Отрывок изложен в контексте обширного предсказания о наступлении «дня Господня» — Суда Божиего над Израилем. Пророк провидит приход этого дня, а с ним опустошения и разрушения Иудеи. «День Господень», под которым нужно понимать войско вавилонского царя, движется с севера. Но, если народ покается, Бог избавит его от гибели и наделит всеми благами земли и духовными дарованиями. И настолько обильно, что земные стихии содрогнутся. Но даже если этого не произойдет и народ будет наказан, после возвращения из плена Бог одарит милостью Свой народ и обрушит суд и погибель на врагов Израиля.

Начальные слова пророчества: «и будет после сего» Петр заменяет выражением: «и будет в последние дни» (у пророков оно относится к новозаветному времени). Вместо подлинных слов пророчества: «излию Дух Мой» апостол указывает на разделение даров «от Духа Моего» в изобилии каждому верующему в отдельности без различия состояний, пола и возраста. Со дня Пятидесятницы каждый верующий удостаивается этих благодатных даров через таинства.

Деятельность Мессии в пророчестве будет сопровождаться «чудесами на небе вверху и знамениями на земле внизу». Как никто другой, именно Иисус Христос изумлял людей Своими сверхъестественными способностями: исцелениями, воскрешениями, миром и радостью. Его власть простиралась на людей, природу и земные стихии — воду, ветер, небо, растения.

С одной стороны, пророчество говорит о приближении последнего времени, конца истории: «кровь, и огонь, и курение дыма». С символами кровопролития, возмущений, войны, опустошений соединятся знамения на небе: затмение солнца и кровавый вид луны. Все эти ужасы на образном языке священных писателей обозначают вообще великие бедствия, которые явятся предвестниками Божиего суда над миром. Они произойдут «прежде нежели наступит день Господень, великий и славный». В Ветхом Завете под этим «днем» понимался «день Мессии», или вообще время Мессии.

Мессианская эпоха, последняя в истории человечества, наступит с приходом Спасителя Израиля, который установит сильное, славное и вечное Израильское царство. Он победит язычников, будет судить их и навсегда подчинит их евреям. В Новом Завете с этими страшными предзнаменованиями связан, в первую очередь, суд Мессии над миром — день Страшного Суда. Но более тонкая связь дня Мессии с днем Господним прослеживается в событиях страдания и воскресения Спасителя.

Именно на них приходится апогей служения Христа, и они сопровождались перечисленными в пророчестве знамениями и природными катаклизмами. Смерть Господа Иисуса пришлась на праздник Пасхи, когда в Иерусалиме на протяжении двух дней заколали и сжигали огромное количество овец. Можно представить, что в это время над городом стояла дымовая завеса, наполнявшая все запахом гари сжигаемой плоти. Воочию представала картина «крови, огня и курения дыма». Затмение небесного света и землетрясение произошли во время распятия Господа прежде наступления дня Его воскресения, то есть «дня Господня», как называли первый день недели первые христиане. Пророчество исполнилось в точности.

Однако не только Воскресением исчерпывается смысл и содержание «дня Господня». Это и Пятидесятница, то есть период от Воскресения до Сошествия Святого Духа. А в том случае, когда содержание пророчества соотносится с эсхатологическими событиями, «день Господень» приобретает черты Второго пришествия Христова.

Смерть, Воскресение, Пятидесятница и Второе Пришествие — все это  события наивысшего прославления Христа. Поэтому «день Господень» — время прославления Мессии. Таким образом, «день Господень» — это время Нового Завета, вся история Церкви от Первого до Второго пришествия.

Добровольно или по Провидению?

Подведя событию обоснование из Священного Писания, апостол Петр начинает свое благовествование об Иисусе как Мессии. Всем известные чудеса предстают доказательствами Его мессианского достоинства, а крестные страдания, предание и умерщвление Христовы совершились «по определенному совету и предведению Божию». Они были провиденциально обусловленными и одновременно произвольными, как с Его стороны, так и с позиции иудеев. Другими словами, Христос страдал добровольно, иудеи же обрекли Его на смерть сознательно — и все это совпало с волей Бога о спасении людей.

Из этого утверждения напрашиваются выводы. Господь Иисус Христос никак не мог стать земным царем Израиля: для спасения человечества нужно было победить грех и смерть. Чтобы воскреснуть, требовалось умереть и принести искупительную Жертву, чтобы умереть, нужно было быть убитым, чтобы быть убитым, нужно было быть отверженным. Бог премудро нашел время и место, когда и где план спасения гармонично реализуется в свободных действиях еврейского народа. Иудеи действовали свободно и одновременно исполнили волю Божию. Теперь же, когда план спасения осуществлен, евреи могут покаяться в пролитой ими крови Мессии и очистить свой грех. Господь, не нарушая свободной воли иудеев, делает их послушными персонажами Своей уникальной последовательности событий.

Нарушением Божественного порядка стало бы как раз признание Христа Мессией и воцарение Его в Израиле. Евангельская история показывает, как предопределение Божие вписывается в обыденную жизнь.

О Воскресении и Вознесении — словом псаломским

Апостол Петр говорит о Христе применительно к иудейским понятиям как о Человеке, а потому и выражается, что «Бог воскресил Его», хотя Христос, как Сын Божий, воскрес Собственной силой и властью (Ин 10:18). В подтверждение факта воскресения он приводит убедительное для евреев свидетельство царя Давида: «От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс 15:9–10). К самому Давиду оно не может быть приложимо. Давид умер и погребен, как обыкновенный смертный человек, а эти слова он говорил «о Нем», то есть о Христе. И говорил, будучи пророком, зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа и посадить на престоле его (2 Цар 7:12–16). То есть сделать не пресекающимся род Давида и вечным его царство, которое могло исполниться только на Мессии. Истину воскресения «сего Иисуса» Петр удостоверяет, в том числе, свидетельством самих учеников.

Петр свидетельствует, что прославление Иисуса продолжилось в Его Вознесении. Истину Вознесения Господня он также подтверждает ссылкой на Псалтирь: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс 109:1). Ясно, что Давид говорит это не о себе, а о Мессии — Иисусе из Назарета, Который вознесся на небеса, а во время Своей земной жизни Сам приложил к Себе это пророчество
(Мф 22:42–45).

Прославленный Богом и распятый иудеями Иисус из Назарета и есть тот Мессия, о котором говорили ветхозаветные пророки — Петр дает четкий и ясный ответ на вопрос, на который Сам Христос отвечал уклончиво.

Руководство к действию

Речь Петра возымела сильное действие на слушателей. Они «умилились сердцем», почувствовав правду его слов, и обратились к апостолам с вопросом, полным почтения, любви и доверия: «Что нам делать, мужи братия?» То есть, как загладить преступление иудеев, получить прощение грехов и вступить в общение с отвергнутым Мессией?

Путь примирения с Богом Петр указывает в покаянии и крещении. То, с чего начинали проповедь святой Иоанн Креститель и Господь Иисус Христос, апостол провозглашает первым условием спасения. Решимость коренным образом переменить свою жизнь должна быть сопряжена с крещением по вере в Иисуса Христа. За эти два дела апостол обещает и два спасительных приобретения: прощение грехов и дар Святого Духа — то же духовное богатство, которым обладали ученики Христовы. И оно принадлежит всем иудеям, а также и язычникам — всем «дальним» в этническом, географическом и временном смысле.

Величественное событие сошествия Святого Духа на апостолов и воодушевляющая речь Петра привели к благодатному результату: к первоначальному малому христианскому обществу «присоединилось в тот день душ около трех тысяч», принявших Святое Крещение. Они составили первую христианскую общину, которая стала расти и развиваться.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Другие материалы за день

Наверх