
«На площади к Петровскому пруду девич монастырь и в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистыя Богородицы Владимирския да в другом приделе священномученика Антипы… церковное всякое каменное строение и двери железные и окончины строенье да на колокольнице семь колокол Кондрата-ж протопопа — Успенского Большого собора, что на Москве, протопопа Кондрата Ильина»… Бесценные сведения об уникальном храме Нижегородчины сохранила Писцовая книга города Балахны 1674–1676 годов. И так было угодно Господу, что храм этот стоит по сей день, практически в первозданном виде.
350 лет отмечает соборный храм Рождества Христова в городе Балахне Нижегородской области. И служится в нем снова ежедневно Божественная литургия, и кипит приходская жизнь. Но так было не всегда. Чем глубже погружаешься в историю этой церкви, тем лучше понимаешь, какое сокровище уцелело на нижегородской земле. А тайн, меж тем, и даже сенсаций хранит ее история еще немало.
…А то и старше
На основании упоминания в Писцовой книге общепринято датировать Христорождественскую церковь в Балахне 1675 годом. Однако специалисты сходятся на том, что история ее уходит в более ранние времена. В XVI–XVII веках на ее месте находился женский монастырь с деревянной шатровой церковью (официально обитель была упразднена в 1764 году).
Церковные и клировые ведомости конца XVIII — XIX веков указывали как дату строительства церкви 1600 год. Эта дата, видимо, относится к предшественнице каменного храма — деревянной церкви. В Сотной грамоте 1620 года сообщалось, что в 1618 году в монастыре была Рождественская деревянная шатровая церковь — строенье попа Алексия прозвищем Список. Другая церковь, в честь Сретения (вероятно, Сретения Владимирской иконы Божией Матери), после разорения казаками еще не была возобновлена, но в Сотной грамоте 1628 года упоминается уже придел Сретенский при Рождественском храме.
Бывший директор департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области, кандидат философских наук Наталия Бахарева предполагает, что упомянутый придел и есть освященный первым придел «Пречистыя Богородицы Владимирския» каменной церкви Рождества Христова, упоминавшийся Писцовой книгой как единственный, имевший в 1674 году престол, царские врата, иконы и богослужебную утварь.
Каменная церковь была построена под покровительством протопопа Московского Успенского собора Кондрата Ильина в традициях древнерусской архитектуры и по канону московского же Успенского собора.
Протопоп-филантроп
Закономерен вопрос: зачем придворному священнику, служившему в Успенском соборе Московского Кремля, строить церковь за 400 верст от Первопрестольной? А дело в том, что протопоп Кондрат (Кодрат) Ильин был родом из Балахны.

— В годы Смуты, в начале XVII века, в Христорождественском монастыре в Балахне служил поп Алексий по прозвищу Список. Так вот он был дедом Кондрата Ильина! — разъясняет директор МБУК «Балахнинский музейный историко-художественный комплекс» (БМИХК), кандидат исторических наук Мария Карташова. — Когда деревянную церковь сожгли, дед на свои средства к 1620 году построил новую деревянную церковь. Здесь же служил и отец Кондрата Илья. И поскольку деревянная церковь в Балахне обветшала, он решил построить каменную. В память о деде, отце. То есть это не просто благотворительность. Он вкладывал свои деньги. Заказывал иконы, изразцовые печи, которые только входили в моду. Везде написано: «на средства Кондрата Ильина». Полностью оборудовал церковь: от и до.
По словам Марии Карташовой, протопоп Кондрат Ильин был деятель очень крупного масштаба. Приближенный к царю Алексею Михайловичу, он был хорошо знаком с Патриархом Никоном, на отстранении которого от патриаршества присутствовал лично.
— Связи Балахны с Москвой, родственные в том числе, тогда были очень тесные, — продолжает директор БМИХК. — Кондрата, видимо, отдали в Москву в юношеском возрасте. Может, на воспитание к родственнику. И он постепенно рос по карьерной лестнице. Был ключарем в Михаило-Архангельском соборе. Потом в том же соборе долго был настоятелем. Потом стал настоятелем Успенского собора. Все праздничные службы царя Алексея Михайловича служил протопоп Кондрат Ильин! Царь его жаловал и деньгами, и шубами.
Протопоп Кондрат Ильин упоминается еще в двух письменных источниках
XVII века: «Тарханной грамоте Московскому Успенскому собору» царя Михаила Федоровича 1625 года и «Повести о новоявленных чудесах от образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, нарицаемой Владимирския, содеянных в пределах во едином от градов Великия России, нарицаема Нижняго Новаграда, в пустыни близ Ораного поля, на Словенской горе».
Известно, что Кондрат Ильин вместе с московским иконописцем Григорием Черным около 1629 года написал для нижегородского дворянина Петра Андреевича Глядкова Оранскую икону Божией Матери (список с Владимирской иконы), которую последний поставил в 1634 году в деревянном храме в основанном в своей вотчине Оранском монастыре.
Со столичным размахом
Любовь к малой родине, финансовые возможности и столичный размах протопопа Ильина нашли свое отражение в создании в Балахне соборного Христорождественского храма. Монументальность здания, богатство декора фасадов, отделка шлемовидных глав знаменитой поливной балахнинской черепицей ставят эту церковь в ряд с лучшими произведениями русского культового зодчества.
Не случайно церковь, как чрезвычайно интересный по композиции, хорошо сохранившийся образец русской архитектуры XVII века, в 1960 году была принята на государственную охрану в статусе памятника архитектуры республиканского значения.


В описании церкви, которое дает в 1887 году священник Василий Радугин, говорится о наличии таких интересных деталей, как изразцовый пол в алтаре, остатках изразцов печей и черепичного покрытия на трех главах. Еще в начале 1990-х годов на солее храма сохранялись майоликовые плиты XVII века желтого и зеленого цветов.
В алтаре Владимирского придела по-прежнему стоит печь Кондрата Ильина. Правда, уже без изразцов и в нерабочем состоянии. Однако увидеть печные изразцы времен Ильина можно в Балахнинском музее. По словам Марии Карташовой, когда в 1993 году археологи работали около церкви Рождества Христова, они нашли фрагменты печных изразцов и, как требовало законодательство, сдали их в музей.
Балахна была крупным центром по глиняному производству. Огромной славой пользовались ее поливные красочные изразцы для украшения наружных стен церквей и облицовки печей, глазурованная черепица, майоликовые плиты для пола. Всем этим Балахна снабжала Нижний Новгород, Юрьевец, Гороховец. Говорят, шатры храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве украшали своей знаменитой черепицей и изразцами именно мастера из Балахны.
Только раз и лишь у нас
Еще одно открытие было сделано в 1989 году — комплекс из 64 икон XVII века, самый старый из дошедших до нас в Нижегородской области.
Особое внимание специалистов привлек к себе центральный пятиярусный иконостас, как красотой своей композиции и декора, так и находившимися в нем древними иконами. Его архитектура несет на себе черты русского барокко с применением форм Возрождения, что позволяет отнести время создания иконостаса ко второй половине XVIII века.
Правда, самые ценные иконы из местного ряда центрального иконостаса были вывезены в Москву музейной экспедицией уже в 1964 году. Среди них «Богоматерь Корень девства» («Звезда пресветлая»), «Царь царствующих», «Рождество Христово с клеймами», «Символ веры», «Спас с двумя предстоящими», «Успение Богородицы» с 64 клеймами, «Богоматерь Владимирская». Несколько десятков лет в здании храма размещались склады Балахнинского горторга. За святынями никто не следил… Сейчас вывезенные в Москву образы находятся в экспозиции и в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Забрали московские специалисты и икону Христорождественской церкви «Богоматерь на полумесяце», которая тогда хранилась в Балахнинском районном музее. Однако впоследствии музей настоял на ее возвращении, в чем помог ранее составленный акт передачи образа.

Это редкая для православной иконографии икона рубежа XVII–XVIII веков из иконостаса придела Антипы Пергамского. Богородица изображена однолично, в рост, со скрещенными руками; в правой руке — жезл. От увенчанной короной главы Ее исходят лучи, под ногами — полумесяц в облаках. На плечи, поверх царской мантии, спускаются «непокровенные власы». Моделировка лика и рук выполнена в «живоподобной», «световидной» манере.
По мнению Наталии Бахаревой, икона создана местным мастером под влиянием искусства изографов Оружейной палаты, куда балахнинские иконописцы неоднократно вызывались в XVII веке.
Текстовой основой образа является описание «великого знамения» в 12-й главе Апокалипсиса: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Апок 12:1). Такие изображения появились в католических странах в XV веке, когда в западном искусстве начал развиваться аллегоризм.
Проникновение инославной иконографии в русскую иконопись встретило резкую критику ряда церковных деятелей. Тем не менее, образ «Богоматерь на полумесяце» получил некоторое распространение в религиозном искусстве русского барокко, но на русской почве не прижился. Таким образом, икона «Богоматерь на полумесяце» из соборного храма Рождества Христова в Балахне «Жена, облеченная в солнце» чуть ли не единичный вариант.
Оценили в Рублеве
А вот икону, которая создавалась в память протопопа московского Успенского собора Кондрата Ильина, теперь увидеть можно только в Москве — в музее Андрея Рублева. Речь идет об иконе XVII века «Богоматерь Корень девства». Когда-то она располагалась у северной двери в алтаре Христорождественской церкви Балахны. В Центральном музее древнерусской культуры и искусства она числится под названием «Богоматерь Звезда пресветлая».
На ней изображена Богородица в типе «Одигитрия» с Младенцем на левой руке. В короне поверх белого плата и в царском одеянии Она восседает на троне, от которого расходятся «огневидные лучи. Между лучами расположены 15 клейм с изображениями избранных двунадесятых и богородичных праздников, а также евангельских сюжетов. У подножия трона коленопреклоненно предстоят шесть избранных святых: брат Господень Иаков, Иоанн Богослов, апостол Кодрат(!), сродник Господень епископ Иерусалимский Симеон, богоотцы Иоаким и Анна.
В летописи церкви Рождества Христова 1864 г. икона упоминается как «царская» вместе с двумя другими: «Царь царствующих — Господь господствующих» (на горнем месте алтаря), «Рождество Христово» (с клеймами, вторая справа от царских врат центрального иконостаса). Все они предназначались для размещения возле царских врат. Можно предположить, что предание о «царских» иконах сохранило память о царском вкладе в монастырь. В XVII веке Балахна как центр уезда входила в управление приказа Большого дворца и имела с Москвой прямые административные связи.
Не исключено, что икона «Богоматерь Корень девства» (вместе с ранее названными иконами церкви Рождества Христова) могла быть вложена в балахнинский девичий монастырь царевной Софьей, известной своей милостью к церквям и монастырям.
Иконография этой иконы появилась, по-видимому, под влиянием сборника рассказов о чудесах Божией Матери «Звезда пресветлая». Сборник был переведен простолюдином Никитой в Москве в 1668 году с белорусской книги. Он состоял из 15 глав, содержащих рассказы, по преимуществу западного происхождения, о чудесах от молитвословия «Розарий Блаженной Девы Марии». В «Розарии» — внимание! — 150 раз повторяется молитва «Ангельское приветствие», причем через каждые 10 молитв читается «Отче наш». В начале 1686 года сборник попал в царские палаты, к царевне Софье Алексеевне и ее фавориту князю Василию Васильевичу Голицыну. Князь во времена регентства царевны Софьи возглавлял Посольский приказ, в ведение которого входила Оружейная палата. Появление сборника «Звезда пресветлая» в придворных кругах могло послужить импульсом для создания нового живописного канона в среде царских изографов.

Светлана Медведева. Фото Балахнинского благочиннического округа, Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.








