Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяПравославное образованиеГде учатся на православных батюшек?
ГлавнаяПравославное образованиеГде учатся на православных батюшек?

Где учатся на православных батюшек?

14.03.2025 - 08:03
Воспитанники «Хулиганодома» в гостях у семинаристов

Нижегородская духовная семинария — высшее учебное заведение среди нижегородских вузов особенное — целый мир. И многие, наверное, испытывали интерес, кто и как там учится. Не все из выпускников (а их ежегодно около 70-ти) становятся священниками, но пять лет обучения
в семинарии многое меняют  в мировоззрении и образе жизни. Увидеть «кузницу священнических кадров» изнутри по инициативе Молитовского благочиния смогли воспитанники Центра наставничества для подростков «Хулиганодом», и для многих из них эта экскурсия стала их первой встречей с православием и воцерковленной молодежью.

Музейный интерактив

На входе в здание НДС группу подростков встречает студент 4-го курса Андрей Волгин. Когда экскурсовод почти ровесник, разговор проще строить на одном языке. И, конечно, гостям интересно узнать, чем отличается жизнь семинариста от жизни обычного студента. Если же спросить их, что такое «Хулиганодом», они не задумываясь ответят: «Это такое место, где бесплатно проводят разные спортивные мероприятия и  мастер-классы».

Центр наставничества для подростков с непростой судьбой был открыт при содействии благотворительного фонда «Жизнь без границ». Ребята от 12 до 17 лет приходят сюда с трех часов дня — чтобы не было соблазна прогулять уроки. До шести вечера в «Хулиганодоме» проходят документальные вечера, творческие занятия по арт-терапии, выжиганию по дереву, кожевенному мастерству, валянию шерсти… Поездки в учебные заведения — один из видов интересной и полезной деятельности. И поскольку «Хулиганодом» дружит с благочинным Нагорного округа иереем Иоанном Ревягиным, идея показать подросткам духовную семинарию появилась сразу, как только отец Иоанн вместе с настоятелем храма в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского и святой мученицы Людмилы иереем Сергием Соловьевым пришел однажды в «Хулиганодом».

Первым делом экскурсанты вместе с Андреем Волгиным направляются в музей Нижегородской семинарии. С интересом рассматривают старинные портреты священнослужителей, иерейское облачение, книги, иконы.

— А кто-то из вас бывал в храме? — спрашивает экскурсовод. Подопечные «Хулиганодома» молчат. Наконец в рядах раздается уверенное «да».

Андрей подводит подростков к витрине с деревянной чашей для причастия. Раньше богослужебные сосуды делали в основном из дерева, а сейчас такие экземпляры можно найти только в музее. Это объясняется тем, что дерево имеет свойство со временем разбухать и покрываться грибковым налетом, и в изготовлении современных потиров используют латунь или серебро.

Андрей вновь не дает подросткам заскучать и задает следующий вопрос, указывая на книгу с большими полями:

— Как вы думаете, для чего у книг делают большие поля?

Ребята втягиваются в интерактив и смело предлагают версии. «Для заметок», — фантазируют они. «Чтобы мыши не сгрызли», — эта версия самая смелая и вызывает улыбки.

— Чтобы вода не могла намочить текст, — поправляет экскурсовод. — Иначе буквы намокнут, и текст невозможно будет прочитать. Большие поля в прямом смысле слова продлевали Божественным книгам жизнь. Потрепанные края со временем просто срезали.

За рассматриванием экспонатов разговор постепенно переходит к вещам основополагающим.

— Для чего нам нужно образование? — спрашивает между делом Андрей. Все на минуту задумываются.

— Для развития навыков и познания этого мира, — раздается голос молодой девушки.

Экскурсовод охотно соглашается:

— Образование дает нам возможность исследовать мир и понимать, как он устроен — при помощи точных наук, таких как физика, химия. Мы также хотим общаться, чтобы нас понимали другие люди. Для этого мы изучаем историю, обществознание, русский язык, читаем художественные произведения… Но есть и другой вид знания — духовное.

Ребята включаются в беседу о необходимости особого духовного образования. Для чего оно, если и у священника-пастыря и так есть вера в Бога? Неужели ее недостаточно? Оказывается, это целая система знаний, и духовенство должно обладать ими, чтобы правильно, а не самочинно возносить молитвы, произносить проповеди, понимать Священное Писание. Богословие — такая же область знания, как и все остальные.

Однако духовное образование, как узнали экскурсанты, появилось не сразу. При царе-реформаторе Петре I, в 1721 году, был издан Духовный регламент, который определил правовое положение Православной Церкви в Российской империи: она стала подчиняться государству. Тогда-то и появились первые школы для священнослужителей — «архиерейские школы». В России первой семинарией считается открытие двух грамматических школ при Архиерейском доме в Нижегородском кремле 29 марта (11 апреля по новому стилю) 1721 года. Основателем стал Питирим, архиепископ Нижегородский и Алатырский. Мы — первые? Не может быть!

На стенах — фотографии семинаристов — выпускников разных лет. Их форма чем-то напоминает воинский мундир. Учились они не здесь, на Похвалинском съезде, вблизи Благовещенского монастыря, где учебное заведение обосновалось после своего возрождения в конце прошлого века. Вначале знаменитая Нижегородская духовная семинария размещалась в двухэтажном каменном Архиерейском доме, в 1946 году преобразованном в Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки, а с 1743 года — на месте другого современного вуза — второго корпуса Мининского университета. Даже площадь Минина и Пожарского называлась некогда Семинарской.

Точнее, это был целый комплекс построек. В одном здании помещались четыре класса и контора. Во втором на нижнем этаже были хлебопекарня и баня, а на верхнем — две большие комнаты для семинаристов и две холодные комнаты, служившие библиотекой. Кроме каменных зданий стояло несколько деревянных строений: учительские квартиры, погреб, амбар. В 1823 году старое здание семинарии сгорело, и на его месте в 1826–1829 годах построили новое, которое и сохранилось до наших дней. Это в нем, удобно расположившись на подоконниках, сегодня листают лекции будущие педагоги.

Нынешнее прекрасно благоустроенное семинарское здание — плод забот его ректора — митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. А возродил учебное заведение в 1993 году приснопамятный владыка Николай (Кутепов), чей памятник встречает сегодня каждого, кто навещает семинарию.

По любви и по призванию

Экскурсанты перемещаются на второй этаж и оказываются в просторном коридоре: в кабинетах идут занятия. На информационном стенде — темы для курсовых, расписание. В нем латынь и древнегреческий я зык, литургика (наука о том, как правильно совершать богослужения), теория церковного искусства, история Ветхого и Нового Заветов, история Русской Церкви, психология, педагогика и многое другое.

Как только ребята узнают, что семинаристы в течение пяти лет большую часть времени проводят на территории духовного заведения, удивляются. А выходные? А каникулы? Студенты духовной семинарии живут в общежитии постоянно, но по важным делам могут уехать домой, написав прошение. Дни недели строго расписаны: в субботу утром может стоять пара по физкультуре, а вечером нужно присутствовать на всенощном бдении, в воскресенье, как всегда, литургия. И все-таки кто-то из семинаристов находит время для работы — преподает в воскресной школе. Скучать и бездельничать не приходится. Летом они отдыхают по сменам: некоторые — в первую, в июле, другие — во вторую, в августе. Такой уклад жизни никого не пугает, ведь поступают в духовную семинарию молодые люди, которые уже осознали свое призвание.

С чего начинается утро семинариста? С подъема в семь утра и утренней молитвы. Потом студенты завтракают и отправляются на пары. Учебные занятия, как и любое другое дело, у православного христианина начинаются и заканчиваются молитвой. После обеденного перерыва лекции и практикумы продолжаются. Вечером — время для самоподготовки.

Однако не только в теории семинаристы познают богословскую премудрость. Они учатся применять полученные знания на практике, участвуя в ежедневных богослужениях и на ранних литургиях. У каждого — свое послушание. Одни помогают священнику в алтаре, другие поют на клиросе, третьи продают свечи в церковной лавке и принимают записки. А кто-то тем временем на кухне чистит картошку к обеду. Андрея вот благословили провести экскурсию для ребят из «Хулиганодома». Послушание — главный элемент духовной дисциплины.

Экскурсия продолжается. Гостям интересно узнать, как все-таки попадают в семинарию. Оказывается, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, и поступить сюда молодому человеку вполне можно после 11-го класса, сдав ЕГЭ. Впридачу к аттестату комиссия проверит, как абитуриенты знают основные молитвы («Отче наш», «Символ веры», 90-й псалом, «Богородице Дево, радуйся»), воцерковленность абитуриента. Те, кто станет семинаристом, перейдут на полный пансион и будут жить по три-четыре человека в кельях при учебном заведении.

Как и обычные студенты, семинаристы получают стипендию. А что же по окончании учебы? Сразу рукополагают? Нет, чтобы стать священником (а для начала диаконом), нужно жениться. Либо — монашество. Но это особый путь, далеко не для всех. Иногда священниками становятся уже на последних курсах семинарии и продолжают посещать занятия одновременно с церковнослужением. А если пока не решился ни на священство, ни на монашество? Можно продолжить обучение в одной из духовных академий, преподавать или работать в епархиальных структурах.

Экскурсия завершилась, но ребята продолжают засыпать Андрея вопросами. Очевидно, их заинтересовал этот необычный мир и они захотят узнать больше и о священниках, и вообще о жизни Церкви.

Анна Боровикова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Другие материалы за день

Наверх