
Трудно представить себе православный храм без звонницы, а богослужение в нем — без колокольного звона. Нам, сегодняшним, кажется, что колокола всегда были неотъемлемой частью Церкви. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что однажды стали образами на полотнах художников,в скульптуре, музыке и кинематографе. Меж тем появлением колоколов, колоколен и колокольного звона мы обязаны чуду, которое произошло, по преданию, спустя четыре века после Рождества Христова. Связано оно с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, жившего в IV–V веках, память которого Православная Церковь отмечает 5 февраля.
По подсказке ангелов
Родился святитель около 355 года в семье богатого римского сенатора в Бурдигале (ныне город Бордо во Франции). Его полное имя — Меропий-Понтий-Аникет-Павлин. Получив хорошее образование, уже в 20 лет он и сам был избран в Сенат, а в возрасте младше 30 лет стал губернатором провинции Кампания в Италии.

Однажды ради служения Богу он отказался от государственной карьеры и принял священный сан. Все, что имел, раздавал ближним. Жил аскезой и милосердием, за что снискал любовь паствы и уважение врагов и прозван был Милостивым.
По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, уставший епископ задремал. И во сне увидел, как на поле от вечернего ветра заколыхались на тонких стебельках прелестные цветы — колокольчики. В полудреме епископ увидел сходящих с пурпурных облаков белых ангелов: они качали колокольчики за нежные стебельки, и раздавались серебристые звуки. И услышал голос: «И ты сделай так».
После этого видения с просьбой создать такие колокольчики епископ обратился к мастеру-меднику. Изучив строение цветов, мастер построил в саду печь, слепил из глины форму колокольчика и залил ее горячей смесью меди, олова и висмута. Когда она остыла, очистил металл от формы. Тогда епископ схватил молоток, ударил по отлитому колокольчику — и услышал те же дивные серебристые звуки, что и во сне.
С тех пор город Нолу, где служил Павлин Милостивый, считают родиной церковного колокольного звона, а колокола называют также кампанами — по имени провинции, где они появились.
Так была заложена традиция колокольного звона в Европе.
Редкое искусство
На русскую землю колокола пришли вместе с христианством. Первое письменное упоминание о звоне датируется 1066 годом, а русскими мастерами первый колокол был отлит в 1259 году.

Поначалу колокола на Руси были редкостью. Народ на церковную службу созывали ударами молотка по билу (деревянной пластине) или клепалу (пластине металлической).
Манера звона на Руси стала отличаться от манеры звона в других Православных Поместных Церквах и на Западе. Если там для извлечения звука раскачивают сам колокол с помощью шеста с веревкой (очепный способ), то у нас по корпусу колокола ударяют его язычком.

Когда, как и в какие колокола звонить, знают звонари. После революции 1917 года, когда в нашей стране колокола и колокольни уничтожались, а звон был повсеместно запрещен, его традиция постепенно была утрачена. Для ее возрождения в наши дни в епархиях Русской Православной Церкви стали создавать школы звонарей.
Одной из первых в современной России открылась Нижегородская школа колокольного искусства при соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского. Она начала свою работу 18 февраля 2008 года по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (подробно об условиях приема и программе обучения в ней — на сайте Нижегородской митрополии).
Покупай нижегородское!
Если сегодня собирать традиции колокольного искусства приходится по крупицам, то до начала гонений на Церковь и периода богоборчества в нашей стране колокольный звон был частью жизни общества, частью русской культуры. Великие живописцы неоднократно обращались в своем творчестве к образу колокола.
Картина Алексея Боголюбова (1824–1896) «Нижегородская ярмарка (Колокольный ряд)», написанная в 1862 году, переносит нас в Нижний Новгород на крупнейшую ярмарку Российской империи, попасть на которую стремились торговцы со всего мира. Ярмарка, кстати, активно торговала церковными колоколами. В колокольных рядах выставлялись именитые мастера. Например, ярославские колокололитейщики Оловянишниковы.

Алексей Петрович Боголюбов, внук писателя-просветителя Александра Радищева, известен в первую очередь как художник-маринист. Однако в 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства он начал работу над атласом берегов Каспийского моря, что совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолет» издать путеводитель по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспийскому морю Боголюбов сделал серию рисунков и этюдов с видами волжских городов, в числе которых и Нижний Новгород с его знаменитой ярмаркой. По мотивам некоторых сюжетов этой серии художник позже создал крупные полотна.
Секреты раскрыты
Упомянутые ранее Оловянишниковы отливали колокола в Ярославле более полутора веков и имели опыт литья самых больших экземпляров. Известны они были как в России, так и за ее пределами. Неудивительно, что одно из своих произведений им посвятил Михаил Виллие (1835–1910). Картина так и называется: «Литье колоколов на заводе товарищества «П. И. Оловянишников и сыновья» в Ярославле».
Секреты своего мастерства Оловянишниковы не скрывали. В 1906 году Николай Иванович Оловянишников даже выпустил книгу «История колоколов и колокололитейного дела на заводе Товарищества П. И. Оловянишникова и сыновья».
Акварелист Михаил Яковлевич Виллие много путешествовал по старинным русским городам, создав многочисленные виды древнерусских архитектурных памятников. Его выставка 1889 года произвела настолько сильное впечатление на Александра III, что император пожелал стать исключительным покупателем всех дальнейших работ художника. Эту традицию продолжил Николай II.
Картина того же мастера «Ростовские звоны» изображает звонарей, совершающих один из праздничных трезвонов на Успенской звоннице Ростовского кремля. Эти звоны были зафиксированы в конце XIX века знатоком русского колокольного звона протоиереем Аристархом Израилевым. Его труд «Ростовские колокола и звоны» впервые был опубликован в 1884 году. В нем отец Аристарх описал колокола знаменитой звонницы, а звоны записал на нотоносце.
«По воскресным и праздничным дням звон производится во все колокола и всеми пятью звонарями, находящимися при соборе. Этот полный звон бывает троякий: Ионинский, Акимовский и Егорьевский», — пишет в своем труде протоиерей Аристарх Израилев.
Первый звон был установлен митрополитом Ионой Сысоевичем (1652–1691), который отлил при себе в Ростове три больших колокола: Сысой, Полиелейный и Лебедь. Акимовский звон установил архиепископ Иоаким (1731–1741). Егорьевский получил свое начало от епископа Георгия (Дашкова), стоявшего во главе Ростовской епархии с 1718 по 1730 год.
Благодаря подробным записям протоиерея Аристарха Израилева эти звоны удалось в точности восстановить. В 1963 году они были записаны на пленку для художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Восстанавливать их помогали старики-звонари. В 1969 году вышла пластинка студии грамзаписи «Мелодия», которая прославила ростовские звоны на весь мир. И сегодня в Ростове Великом звучат те же звоны, что и в XVII веке.
Звучащий пейзаж
Такие картины, как «Вечерний звон» Исаака Левитана (1860–1900), кандидат искусствоведения, музыковед-кампанолог Лариса Благовещенская относит к разряду «звучащих».
Идея написать картину, изображающую вид монастыря в лучах заходящего солнца, пришла к Левитану, когда он жил в Слободке под Звенигородом и наблюдал на закате Саввино-Сторожевский монастырь. Спустя два года недалеко от Юрьевца художник увидел небольшой Кривозерский (Кривоезерский, Кривоозерский) монастырь, что возродило у него желание написать такую картину. Так в сюжете переплелись образы двух обителей.
В 1893 году пейзаж с названием «Монастырь под праздник» даже экспонировался на Всемирной выставке в Чикаго. По мнению искусствоведа Владимира Петрова, это полотно — одно из самых песенных, музыкальных. Сами колокола на нем не видны — изображена колокольня шатрового типа. Но благодаря названию и замыслу художника ощущается тихий, неспешный, величественный вечерний звон обители. Увы, после 1917 года Кривозерский монастырь был закрыт, а в середине 1950-х затоплен водами Горьковского водохранилища.
Существуют разные версии происхождения названия пейзажа. По одной, оно связано с одноименной песней. Говорят, Левитан часто ее напевал. Правда, имя композитора этой популярной песни также до сих пор вызывает споры. Кто-то считает ее народной, кто-то приписывает Александру Алябьеву, а иные — композитору духовной музыки священнику Василию Зиновьеву.
Пейзаж Исаака Ильича Левитана «Вечерний звон» и сам оказался вдохновляющим. В 1960 году под впечатлением от картины поэт Николай Рубцов написал стихотворение «Левитан»:
И колокольцем каждым в душу —
Любого русского спроси —
Звонит, как в колокол, — не глуше, —
Звон левитановской Руси!
Светлана Медведева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.








