
Он сумел отстоять православие от католической экспансии и канонизирован Русской Православной Церковью на Московском соборе 1547 года в чине благоверных. В его честь освящены храмы, его именем названы улицы. О нем сняты шесть художественных фильмов, самый первый и самый известный из которых — картина 1938 года Сергея Эйзенштейна. И вот буквально через пару месяцев ожидается премьера эпического мюзикла «Александр Невский». И состоится она 7 и 8 мая в Нижнем Новгороде!
Под руководством звезд
До сих пор мы слышали лишь о двух музыкальных опытах, посвященных Александру Невскому: знаменитой кантате Сергея Прокофьева 1939 года и пока малоизвестной символ-опере нашего земляка Вячеслава Лопухова. Уроженец Арзамаса создал ее в 2023 году.
Эпический мюзикл «Александр Невский» — результат работы звездной команды: продюсера и композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Кима Брейтбурга, поэта-песенника Сергея Сашина, написавшего текст песен, драматурга и телеведущего Михаила Марфина, составившего либретто. Премьера нового мюзикла приурочена к 80-летию Великой Победы. Главными темами в нем стали любовь к Родине, ценность семьи и величие России.
В качестве сценической площадки создатели выбрали Нижегородский театр «Комедiя», в котором уже несколько лет с успехом идут мюзиклы Кима Брейтбурга. В январе в театр приехали сам продюсер и композитор, а также музыкальный руководитель постановки, профессор кафедры эстрадно-джазового пения Российской академии музыки им. Гнесиных, почетный работник сферы образования РФ Валерия Брейтбург; режиссер мюзикла, заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов; художник-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, ведущий художник-постановщик концертных программ Государственного Кремлевского дворца Григорий Белов; художник по костюмам Екатерина Мирошниченко. Труппа приступила к репетициям, согласованию эскизов декораций и костюмов.
Личность в истории
В перерыве между репетициями в эксклюзивном интервью корреспонденту «Ведомостей Нижегородской митрополии» Ким Брейтбург, который отметил 10 февраля 70-летний юбилей, рассказал об истории создания мюзикла. Ведь это именно его идея, на воплощение которой у композитора ушло, по его словам, полтора года жизни.

Ким (Кимол) Александрович Брейтбург — советский и российский музыкальный продюсер, аранжировщик, композитор. Заслуженный деятель искусств РФ. Автор 15 мюзиклов (четыре из них успешно идут в Нижнем Новгороде), пяти сюит, более 600 песен, музыки для кино и телевидения. Музыкальный продюсер телепроектов «Народный артист», «Секрет успеха», «Битва хоров». Продюсер и постановщик многочисленных эстрадных шоу, в том числе в Государственном Кремлевском дворце. Работал с такими исполнителями, как Людмила Гурченко, Лариса Долина, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров, Диана Гурцкая, группами «Браво», «Премьер-министр». В разные годы председатель и член жюри Международного фестиваля «Славянский базар».
— Сложное время, в котором мы оказались, вынуждает искать ответы на происходящее. И ответы мы можем искать в том числе в собственной истории, — считает Ким Александрович. — Александр Невский — фигура, которая в русской истории сыграла значительную роль. Она даже не в том, что он уберег от разорения свой город — Великий Новгород, а в том, что не дал немецким рыцарям осуществить поставленную перед ними папой римским задачу: навязать на северо-востоке Европы католичество. Если бы он не вмешался, мы могли бы сейчас оказаться совершенно в другой ситуации в отношении своего вероисповедания, своей идентичности. С Западом у него была однозначная позиция, потому что Запад пытался навязать Руси не просто территориальные претензии, но идеологические. Александр Невский защитил нашу страну. Роль личности в истории в данном случае имеет значение.
Есть сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В них он предлагает князю подчиниться римскому престолу, построить католический храм в Пскове и принять его посла — архиепископа Прусского. В 1251 году к Невскому действительно приехали два кардинала с буллой (средневековый папский документ с печатью). Но, по рассказу летописца, князь сказал: «Си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем».
В разные годы князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский Александр Невский известен как мудрый правитель и дипломат, дальновидный полководец, не проигравший ни одной битвы. Переход к Владимиру от Киева статуса общерусской столицы, установление прочной связи между Северо-Восточной Русью и новгородской землей, повлиявшее на формирование единого Русского государства, закладка основ для возникновения Московского княжества, сыгравшего исключительную роль в последующей русской истории — таковы, по мнению историков, достижения Александра Невского. Орден Александра Невского — единственная награда, которая существует в нашем государстве по сей день, начиная с 1725 года.
И рыцари, и скоморохи
Действие спектакля разворачивается в XIII веке в богатом и свободном Великом Новгороде, в княжеском тереме Невского в Переславле-Залесском, в боярских палатах в Пскове, в стане рыцарей в лесу, в лагере русских воинов на берегу Чудского озера.

Зрителю напомнят о знаменитом Ледовом побоище в апреле 1242 года, когда, согласно новгородской летописи, княжеская конница разгромила немцев. Поэтому кроме традиционных костюмов бояр, купцов, народа, скоморохов техническим цехам театра необходимо изготовить облачение (кольчугу, доспехи) и оружие воинов: бердыши, булавы, копья. Заглянув за кулисы, мы уже знаем, из чего все это будет сделано, но секрет не раскроем.
Кстати, по мнению военных историков, победа Александра Невского на Чудском озере имела и большое тактическое значение, ведь русское пешее войско смогло уничтожить рыцарскую конницу задолго до того, как в Западной Европе пехота научилась побеждать рыцарей.
— Для меня Александр Невский — человек высоких моральных качеств, огромного интеллекта. Значительная фигура в истории России. Недаром он уже пять веков канонизирован. Так Россия отозвалась на его жизнь, действия, — продолжает композитор. — Понятно, что исторические факты немногочисленны. Это очень давно было. Что-то обросло легендами. И его история закончилась здесь, у вас.
Действительно, по преданию, скончался Александр Невский в 1262 году, возвращаясь из Золотой Орды, на нижегородской земле — в Феодоровском мужском монастыре, в Городце. Согласно древнему житию, «ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития: еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму».
Свои песни, свои герои
— Если отбросить мотивы исторические, мною руководило также желание написать русский мюзикл. Русский по сути, который использовал бы русские интонации, близкие к фольклору нашему, — признается Ким Брейтбург. — Я человек абсолютно русской культуры. В детстве слушал русские песни. Мама мне пела разные. Я вырос на этой музыке. Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова много слушал и люблю их, особенно оперу «Борис Годунов». Мы тем и отличаемся от других, что у нас свои песни, свои сказки, свои истории, легенды, мифы, свои святые и герои. Поэтому идея создания мюзикла в этом жанре меня всегда привлекала.
Широкой публике Ким Брейтбург известен как автор поп- и рок-музыки, легких мюзик-лов. Не было ли страха, поинтересовались мы, браться за произведение, посвященное такой личности, как Александр Невский?
— Конечно, я понимаю всю ответственность написания такого мюзикла и на такую тему. Но я рискнул, — улыбается композитор. — В далеком 1978 году, когда я еще был молодым, написал рок-оперу «Слово об Игоревом походе». Мы играли ее с моей группой «Диалог» (группа получила известность к середине 1980-х и активно гастролировала не только по СССР, но и за рубежом. — Авт.). Поэтому опыт создания эпических произведений на русскую тему для меня не нов. А сейчас я человек зрелый и много что знаю об этом жанре. Надеюсь, нижегородская публика, придя на спектакль, не будет разочарована. Может быть, это самоуверенно, но я на это надеюсь.
Задача — доверие
По мнению Кима Брейтбурга, с некоторых пор оперное искусство стало достоянием узкого круга слушателей. Современная опера слишком сложная. А классические оперы нынешние режиссеры часто трактуют таким образом, что люди, приходя на классику, с удивлением обнаруживают, что Аида, например, пользуется мобильным телефоном.
— Во времена Верди люди распевали его арии на площадях. Это была популярная музыка на тот момент. В каком-то смысле мюзиклы сегодня заменили оперу, — размышляет композитор. — Считается, что мюзикл — легкий жанр. Но на самом деле создать хороший мюзикл — сложная задача.
И она усложняется тем, что нижегородский театр «Комедiя» — театр не музыкальный, а драматический. Но, по убеждению Кима Брейтбурга, для драматических артистов актеры театра поют очень хорошо.
Настоящая находка для нового спектакля — нижегородец Александр Климов. Выпускник Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, он не является профессиональным актером, но, по словам Кима Брейтбурга, артист профессиональный.

С шести лет Александр обучался в знаменитой Нижегородской капелле мальчиков под руководством Льва Сивухина. Затем увлекся хореографией, что также необходимо в мюзиклах. И когда несколько лет назад в театре «Комедiя» объявили кастинг для набора артистов в мюзикл Кима Брейтбурга «Голубая камея», он рискнул заявить о себе и — получил роль.
На этот раз кастинг Александру Климову не понадобился. Его сразу утвердили. И не просто на роль, а на главную — Александра Невского.
— Об Александре Невском я знаю со школьной скамьи. Но сыграть такую личность, да еще святого, — это очень ответственно, — переживает артист. — Молодежь сейчас в основном в интернете «сидит», читает мало. А этот мюзикл поможет узнать историю лучше. Эпический мюзикл, к 9 Мая…
В завершение встречи с продюсером и композитором эпического мюзикла «Александр Невский» мы попросили его сформулировать, как сегодня говорят, месседж, заложенный в спектакле.
— Есть нечто, что живет в нашем народе. Мы наблюдали многократно в нашей истории, что народ в трудную минуту умеет сплачиваться, чтобы отстоять свою независимость, самобытность. Этот вывод напрашивается сам собой, — подчеркивает Ким Брейтбург. — Мы показываем историю, как она, с нашей точки зрения, развивалась. В спектакле есть лирическая линия. Есть даже комическая. Иначе это будет слишком серьезное шоу. Иначе не будет контраста. Задача моя как продюсера — держать публику в постоянном доверии к тому, что на сцене происходит, чтобы люди были втянуты в действие, сопереживали тем, кто на сцене. Невозможно одной краской все нарисовать. Иначе мы были бы просто малярами. Полотно должно быть раскрашено разными оттенками цветов и кисточкой не малярной, а художественной.
Светлана Медведева. Фото автора и Нижегородского театра «Комедiя»








