Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
Главная80-летию Победы посвящаетсяИмя России, имя Победы
Главная80-летию Победы посвящаетсяИмя России, имя Победы

Имя России, имя Победы

03.03.2025 - 08:03
В Нижнем Новгороде поставят мюзикл о русском святом

Он сумел отстоять православие от католической экспансии и канонизирован Русской Православной Церковью на Московском соборе 1547 года в чине благоверных. В его честь освящены храмы, его именем названы улицы. О нем сняты шесть художественных фильмов, самый первый и самый известный из которых — картина 1938 года Сергея Эйзенштейна. И вот буквально через пару месяцев ожидается премьера эпического мюзикла «Александр Невский». И состоится она 7 и 8 мая в Нижнем Новгороде!

Под руководством звезд

До сих пор мы слышали лишь о двух музыкальных опытах, посвященных Александру Невскому: знаменитой кантате Сергея Прокофьева 1939 года и пока малоизвестной символ-опере нашего земляка Вячеслава Лопухова. Уроженец Арзамаса создал ее в 2023 году.

Эпический мюзикл «Александр Невский» — результат работы звездной команды: продюсера и композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Кима Брейтбурга, поэта-песенника Сергея Сашина, написавшего текст песен, драматурга и телеведущего Михаила Марфина, составившего либретто. Премьера нового мюзикла приурочена к 80-летию Великой Победы. Главными темами в нем стали любовь к Родине, ценность семьи и величие России.

В качестве сценической площадки создатели выбрали Нижегородский театр «Комедiя», в котором уже несколько лет с успехом идут мюзиклы Кима Брейтбурга. В январе в театр приехали сам продюсер и композитор, а также музыкальный руководитель постановки, профессор кафедры эстрадно-джазового пения Российской академии музыки им. Гнесиных, почетный работник сферы образования РФ Валерия Брейтбург; режиссер мюзикла, заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов; художник-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, ведущий художник-постановщик концертных программ Государственного Кремлевского дворца Григорий Белов; художник по костюмам Екатерина Мирошниченко. Труппа приступила к репетициям, согласованию эскизов декораций и костюмов.

Личность в истории

В перерыве между репетициями в эксклюзивном интервью корреспонденту «Ведомостей Нижегородской митрополии» Ким Брейтбург, который отметил 10 февраля 70-летний юбилей, рассказал об истории создания мюзикла. Ведь это именно его идея, на воплощение которой у композитора ушло, по его словам, полтора года жизни.

Ким (Кимол) Александрович Брейтбург — советский и российский музыкальный продюсер, аранжировщик, композитор. Заслуженный деятель искусств РФ. Автор 15 мюзиклов (четыре из них успешно идут в Нижнем Новгороде), пяти сюит, более 600 песен, музыки для кино и телевидения. Музыкальный продюсер телепроектов «Народный артист», «Секрет успеха», «Битва хоров». Продюсер и постановщик многочисленных эстрадных шоу, в том числе в Государственном Кремлевском дворце. Работал с такими исполнителями, как Людмила Гурченко, Лариса Долина, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров, Диана Гурцкая, группами «Браво», «Премьер-министр». В разные годы председатель и член жюри Международного фестиваля «Славянский базар».

— Сложное время, в котором мы оказались, вынуждает искать ответы на происходящее. И ответы мы можем искать в том числе в собственной истории, — считает Ким Александрович. — Александр Невский — фигура, которая в русской истории сыграла значительную роль. Она даже не в том, что он уберег от разорения свой город — Великий Новгород, а в том, что не дал немецким рыцарям осуществить поставленную перед ними папой римским задачу: навязать на северо-востоке Европы католичество. Если бы он не вмешался, мы могли бы сейчас оказаться совершенно в другой ситуации в отношении своего вероисповедания, своей идентичности. С Западом у него была однозначная позиция, потому что Запад пытался навязать Руси не просто территориальные претензии, но идеологические. Александр Невский защитил нашу страну. Роль личности в истории в данном случае имеет значение.

Есть сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В них он предлагает князю подчиниться римскому престолу, построить католический храм в Пскове и принять его посла — архиепископа Прусского. В 1251 году к Невскому действительно приехали два кардинала с буллой (средневековый папский документ с печатью). Но, по рассказу летописца, князь сказал: «Си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем».

В разные годы князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский Александр Невский известен как мудрый правитель и дипломат, дальновидный полководец, не проигравший ни одной битвы. Переход к Владимиру от Киева статуса общерусской столицы, установление прочной связи между Северо-Восточной Русью и новгородской землей, повлиявшее на формирование единого Русского государства, закладка основ для возникновения Московского княжества, сыгравшего исключительную роль в последующей русской истории — таковы, по мнению историков, достижения Александра Невского. Орден Александра Невского — единственная награда, которая существует в нашем государстве по сей день, начиная с 1725 года.

И рыцари, и скоморохи

Действие спектакля разворачивается в XIII веке в богатом и свободном Великом Новгороде, в княжеском тереме Невского в Переславле-Залесском, в боярских палатах в Пскове, в стане рыцарей в лесу, в лагере русских воинов на берегу Чудского озера.

Зрителю напомнят о знаменитом Ледовом побоище в апреле 1242 года, когда, согласно новгородской летописи, княжеская конница разгромила немцев. Поэтому кроме традиционных костюмов бояр, купцов, народа, скоморохов техническим цехам театра необходимо изготовить облачение (кольчугу, доспехи) и оружие воинов: бердыши, булавы, копья. Заглянув за кулисы, мы уже знаем, из чего все это будет сделано, но секрет не раскроем.

Кстати, по мнению военных историков, победа Александра Невского на Чудском озере имела и большое тактическое значение, ведь русское пешее войско смогло уничтожить рыцарскую конницу задолго до того, как в Западной Европе пехота научилась побеждать рыцарей.

— Для меня Александр Невский — человек высоких моральных качеств, огромного интеллекта. Значительная фигура в истории России. Недаром он уже пять веков канонизирован. Так Россия отозвалась на его жизнь, действия, — продолжает композитор. — Понятно, что исторические факты немногочисленны. Это очень давно было. Что-то обросло легендами. И его история закончилась здесь, у вас.

Действительно, по преданию, скончался Александр Невский в 1262 году, возвращаясь из Золотой Орды, на нижегородской земле — в Феодоровском мужском монастыре, в Городце. Согласно древнему житию, «ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития: еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму».

Свои песни, свои герои

— Если отбросить мотивы исторические, мною руководило также желание написать русский мюзикл. Русский по сути, который использовал бы русские интонации, близкие к фольклору нашему, — признается Ким Брейтбург. — Я человек абсолютно русской культуры. В детстве слушал русские песни. Мама мне пела разные. Я вырос на этой музыке. Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова много слушал и люблю их, особенно оперу «Борис Годунов». Мы тем и отличаемся от других, что у нас свои песни, свои сказки, свои истории, легенды, мифы, свои святые и герои. Поэтому идея создания мюзикла в этом жанре меня всегда привлекала.

Широкой публике Ким Брейтбург известен как автор поп- и рок-музыки, легких мюзик-лов. Не было ли страха, поинтересовались мы, браться за произведение, посвященное такой личности, как Александр Невский?

— Конечно, я понимаю всю ответственность написания такого мюзикла и на такую тему. Но я рискнул, — улыбается композитор. — В далеком 1978 году, когда я еще был молодым, написал рок-оперу «Слово об Игоревом походе». Мы играли ее с моей группой «Диалог» (группа получила известность к середине 1980-х и активно гастролировала не только по СССР, но и за рубежом. — Авт.). Поэтому опыт создания эпических произведений на русскую тему для меня не нов. А сейчас я человек зрелый и много что знаю об этом жанре. Надеюсь, нижегородская публика, придя на спектакль, не будет разочарована. Может быть, это самоуверенно, но я на это надеюсь.

Задача — доверие

По мнению Кима Брейтбурга, с некоторых пор оперное искусство стало достоянием узкого круга слушателей. Современная опера слишком сложная. А классические оперы нынешние режиссеры часто трактуют таким образом, что люди, приходя на классику, с удивлением обнаруживают, что Аида, например, пользуется мобильным телефоном.

— Во времена Верди люди распевали его арии на площадях. Это была популярная музыка на тот момент. В каком-то смысле мюзиклы сегодня заменили оперу, — размышляет композитор. — Считается, что мюзикл — легкий жанр. Но на самом деле создать хороший мюзикл — сложная задача.

И она усложняется тем, что нижегородский театр «Комедiя» — театр не музыкальный, а драматический. Но, по убеждению Кима Брейтбурга, для драматических артистов актеры театра поют очень хорошо.

Настоящая находка для нового спектакля — нижегородец Александр Климов. Выпускник Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, он не является профессиональным актером, но, по словам Кима Брейтбурга, артист профессиональный.

Исполнитель роли Александра Невского Александр Климов. Фото из архива Александра Климова

С шести лет Александр обучался в знаменитой Нижегородской капелле мальчиков под руководством Льва Сивухина. Затем увлекся хореографией, что также необходимо в мюзиклах. И когда несколько лет назад в театре «Комедiя» объявили кастинг для набора артистов в мюзикл Кима Брейтбурга «Голубая камея», он рискнул заявить о себе и — получил роль.

На этот раз кастинг Александру Климову не понадобился. Его сразу утвердили. И не просто на роль, а на главную — Александра Невского.

— Об Александре Невском я знаю со школьной скамьи. Но сыграть такую личность, да еще святого, — это очень ответственно, — переживает артист. — Молодежь сейчас в основном в интернете «сидит», читает мало. А этот мюзикл поможет узнать историю лучше. Эпический мюзикл, к 9 Мая…

В завершение встречи с продюсером и композитором эпического мюзикла «Александр Невский» мы попросили его сформулировать, как сегодня говорят, месседж, заложенный в спектакле.

— Есть нечто, что живет в нашем народе. Мы наблюдали многократно в нашей истории, что народ в трудную минуту умеет сплачиваться, чтобы отстоять свою независимость, самобытность. Этот вывод напрашивается сам собой, — подчеркивает Ким Брейтбург. — Мы показываем историю, как она, с нашей точки зрения, развивалась. В спектакле есть лирическая линия. Есть даже комическая. Иначе это будет слишком серьезное шоу. Иначе не будет контраста. Задача моя как продюсера — держать публику в постоянном доверии к тому, что на сцене происходит, чтобы люди были втянуты в действие, сопереживали тем, кто на сцене. Невозможно одной краской все нарисовать. Иначе мы были бы просто малярами. Полотно должно быть раскрашено разными оттенками цветов и кисточкой не малярной, а художественной.

Светлана Медведева. Фото автора и Нижегородского театра «Комедiя»

Другие материалы за день

Наверх