Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяНаши святыниКак прославилась понетаевская икона
ГлавнаяНаши святыниКак прославилась понетаевская икона

Как прославилась понетаевская икона

06.08.2025 - 08:08
140 лет чуду от Серафимо-Понетаевского образа «Знамение»

Тих и спокоен был майский вечер. Изредка из села доносились голоса, которые смело врезались в тишину, да соловьи щелкали и заливались. На письмоводительском послушании в Серафимо-Понетаевском монастыре в этот вечер допоздна трудились сестры. В девять вечера они обратили внимание на то, что лик Пресвятой Богородицы на иконе, которая висела в кабинете, стал особенно просветленным. Явно для всех Божия Матерь поочередно смотрела на сестер. Это продолжалось в течение четверти часа. В 12 часов ночи чудесные явления повторились.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» понетаевского письма в Серафимовском храме Понетаевского скита

За явлениями — исцеления

Несколько лет назад понетаевский благодетель Сергей Петров приобрел в Москве у академика художеств Павла Сорокина несколько икон. Среди них были образ Христа Спасителя, 12 икон святых пророков и икона Божией Матери «Знамение». Сергей Петрович подарил их монастырю для художниц в качестве оригиналов для занятий живописью.

В 1879 году снимать копию со «Знамения» было разрешено послушнице Клавдии Ивановне Войлошниковой. За два года до этого она в 17-летнем возрасте после смерти отца вместе с матерью приехала в монастырь из города Любима Ярославской губернии и проходила послушание в живописной мастерской, обучаясь рисунку и живописи под руководством опытных сестер.

Выполненный ею образ был признан не очень удачным, поэтому его не повесили в храме, а поместили сначала в архиерейских покоях, а потом перевесили в письмоводительскую келью. После чудесных явлений, которые произошли здесь 14 мая 1885 года, святой образ перенесли в храм, где икона прославилась своими чудотворениями.

Одно из первых исцелений было даровано крестьянской девице Евдокии Бобровой. Лет семь она была слепа: видела, но очень слабо, без помощи вожака и без палки не могла одна ходить и чувствовала сильную ломоту в глазах. Услышав о чудесах и исцелениях в Серафимо-Понетаевском монастыре, она собралась поклониться пречистому образу «Знамения» и в эту же ночь почувствовала облегчение. Придя же в обитель, бросила свою палку, с которой столько лет не расставалась. Пришедшие с нею односельчане удивились: «Зачем ты, Авдотья, бросила палку?» Она ответила, что палка ей уже не нужна, она видит и может одна ходить. Шесть дней Евдокия Федоровна оставалась в обители, принося благодарное моление своей Исцелительнице.

Утешение для града Нижнего Новгорода

После прославления иконы, под сильным впечатлением от этого события, благодетель монастыря Сергей Петров с единомышленниками спешно заказал в московских мастерских для новоявленной святыни серебряную вызолоченную ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. В ожидании прибытия ценного подарка икону, путешествующую в то время по епархии с крестными ходами, по решению Преосвященного Модеста было решено задержать в Нижнем Новгороде.

Корпус, куда принесли икону из Нижнего Новгорода и где она находилась первые дни в Иоанно-Богословском храме

9 ноября 1885 года в крестовой церкви нижегородского архиерейского дома во время всенощного бдения среброзлащенная риза была возложена на прославившийся чудо-творениями образ. Сергей Петрович привез ее лично.

На следующий день в своей проповеди после Божественной литургии епископ Нижегородский и Арзамасский Модест сказал: «Господь Бог показал нам славу Богоматери и ныне посредством чудес, явленных в иконе «Знамение». Вот уже более месяца как почитание этой иконы и прославление в ней Преблагословенной Девы Марии составляет торжество, радость и утешение для нашего града, равно как и для Серафимо-Понетаевской обители. Это событие не случайно. Что Бог являет как святое и чудодейственное, то не может быть случайным. Господь действует в этом для нашего спасения. Пресвятая Богородица услышала молитвы благочестивых инокинь обители и посылает им утешение. Пребывание в нашем граде сей святой иконы спасительно. Во многих она возбуждает веру и благочестие и показывает Божественное и спасительное действие Православной Церкви. Ибо спасительность Православной Церкви, между прочим, тем и доказывается, что в ней могут совершаться чудеса».

Целый месяц после прославления находился в Нижнем Новгороде чудотворный образ. Святыню носили и по другим городским церквям, а по желанию — и в дома нижегородцев. Сотни людей после искренней молитвы перед ней обрели исцеление.

Несмолкаемая молитва

Возвращение святой иконы в Серафимо-Понетаевскую обитель происходило торжественно, в сопровождении множества священников и монахинь. На протяжении всего 160-километрового крестного хода постоянно служили литургии и молебны. Народ стекался отовсюду. Зимний холод, с неизбежными спутниками своими метелями и вьюгами, оказались бессильными удержать или уменьшить число молящихся.

Игумения обители с несколькими сестрами выехала в Арзамас, в Высокогорский монастырь — туда стекались в ожидании иконы тысячи народа. Святыня была торжественно встречена архимандритом с братией и внесена в монастырский храм, где совершено было всенощное бдение, а на следующий день — литургия. Затем шествие святой иконы продолжилось. В монастырских, соборном и приходских храмах Арзамаса, куда переносилась святыня, всенощные бдения и литургии совершались с 17 по 23 ноября ежедневно.

Радостно и торжественно святой образ встретили в Серафимо-Понетаевском монастыре! Игумения и все сестры обители, сопутствуемые епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом, с благоговейным восторгом внесли икону в новый храм во имя святого Иоанна Богослова, и вскоре началось архиерейское всенощное бдение в сослужении двух архимандритов, нескольких протоиереев и священников, с акафистом «Утоли мои печали».

24 ноября епископ Модест освятил вновь устроенный щедрым благотворителем Петровым храм. Святая икона оставалась тут до 30 ноября, а потом была отнесена в церковь Живоносного Источника, где поставлена за правым клиросом. Неугасимые лампады горели пред ней.

Слава о чудотворной иконе стала быстро расходиться по России. Множество паломников приходили в монастырь. Монахини-художницы делали списки, в точности повторяющие оригинал, в большом количестве они распространялись по храмам и монастырям империи. В честь чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы освящались храмы.

Храм, где до закрытия монастыря хранилась чудотворная икона

Две обители, две иконы

1903 год — год прославления преподобного Серафима Саровского и обретения его святых мощей — стал памятным для всех сестер Серафимо-Понетаевского монастыря. На Саровские торжества они пришли крестным ходом из Дивеевской обители со своей святыней.

Очевидец тех событий вспоминал: «За воздвизальными крестами несли три святыни — чудотворную икону «Знамение» Богоматери из Серафимо-Понетаевского монастыря, образ преподобного Серафима, впервые носимый в крестном ходу, и дивеевскую икону Богоматери «Умиление», которую старец называл «Всех радостей Радость», на молитве пред которою он скончался. Эти три иконы стали пред шатром-часовней, и начался молебен Божией Матери. Было что-то особое в этой небольшой иконе старца Серафима, окруженной с обеих сторон оплотами и утверждениями его двух обителей, из которых одна им взращена, а другая создалась в его память.

Яркое солнце озаряло светлый, радостного письма лик «Знамения», с очами, поднятыми к небу, и грустный, слегка темный лик «Умиления», с глазами, опущенными долу, с покорно сложенными на грудь руками. И казалось, что в выражении этих двух икон отразилась судьба обителей. Одна, Понетаевская, обеспеченная, теперь даже чрезвычайно богатая, с великолепными своими зданиями, утверждала жизнь, вселяя веру в будущее; другая, Дивеевская — в вечных страданиях, доселе бедная, почти нищая, возлюбленное чадо старца Серафима, получившая в удел его удел, то есть непрерывное страдание».

«Рассадник и учитель веры»

День проявления чудотворного Серафимо-Понетаевского образа «Знамение» Божией Матери, 14 мая, стал общецерковным праздником, был внесен в церковные календари. На праздник в Понетаевку стекались крестные ходы со всех близлежащих мест.

В записках паломника того времени читаем: «Серафимо-Понетаевская обитель через силу и чудотворения Заступницы Божия Матери сеет, распространяет и утверждает веру Христову в народе. Она рассадник и учитель веры со дня явления в ней чудотворного образа. Окрестные и дальние жители любят стекаться на эти торжественные праздники Божией Матери. Отслушав в монастыре всенощную, а за утро литургию и молебны с акафистами, богомольцы таким образом проводят более половины дня в молитве, возвращаясь домой с богатым духовным запасом».

Больничный корпус с храмом прп. Сергия Радонежского; в северной части этого корпуса находилась письмоводительская келья, где икона начала чудотворить

Серафимо-Понетаевский и Серафимо-Дивеевский монастыри были закрыты в 1927 году в один день. Понетаевская насельница вспоминала: «12 сентября (по старому стилю. — Ред.) с невыносимой болью сердца начали вывозить свои пожитки, и это было похоже на военное отступление, но тогда гнали немцы, а теперь свои, русские, и это продолжалось до самого конца, среди великой нашей скорби. Матерь Божия не оставила нас, сирых, верно, Ей, Заступнице, так было угодно, и власти отдали нам в наше пользование драгоценное наше сокровище — чудотворный образ Знамения Богоматери. Мы отправили его в Арзамас на квартиру матушки игуменьи».

Последняя хранительница святого образа игумения Дорофея (Березина), в схиме Мария, живала в доме Николая Никаноровича Доброхотова. Сейчас часть дома, где находились ее комнаты, принадлежит арзамасскому подворью Серафимо-Дивеевского монастыря. Дальнейшая же судьба чудотворной иконы «Знамение» Серафимо-Понетаевской неизвестна.

Монахиня Макария (ОГУДИНА)

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Другие материалы за день

Наверх