Пророчества Даниила и окончание вавилонского плена
Пророк Даниил знал, что, по словам Иеремии, 70-летний плен иудеев (607–537 гг. до н. э.) должен был вскоре закончиться, и молился, чтобы Господь не продлил гнева Своего и возвратил народ Свой на родину. Славный пророк Божий дожил до счастливого освобождения иудеев из плена и мирно почил о Господе в возрасте около 100 лет в Вавилоне.
О 70 седминах (Дан 9:21–27)
Бог послал к пророку Архангела Гавриила возвестить о скором окончании пленения и восстановлении Иерусалима с храмом. Архангел Гавриил назвал пророку Даниилу, сколько лет пройдет от царского повеления о восстановлении иудейской столицы (указ о возобновлении Иерусалима иудеи получили в 459 г. до н. э.) до утверждения Нового Завета Христом — 70 седмин, то есть семилетий. Семь седмин (49 лет) должно было пройти до возрождения Иерусалима, затем еще 62 седмины (434 года) — до выхода Христа на проповедь, и в половине последней седмины должен был утвердиться Новый Завет, то есть через 3,5 года (время служения Спасителя со дня выхода на проповедь).
По словам Архангела, седмины были определены Господом, чтобы «было покрыто преступление» — наказание за преступления всех людей возьмет на Себя Христос; «заглажены беззакония» — жертва Христова изгладит грехи мира; «запечатаны были грехи» — их власть будет побеждена, так как благодать Нового Завета поможет людям преодолевать грех; «приведена была правда вечная» — греховное состояние человечества сменится истинным, внутренним единением с Богом; «запечатаны были видения и пророк» — прекратится ветхозаветный пророческий дар; «помазан был Святой Святых» — помазание как приобщенность Духу Святому будет пребывать на Спасителе и основанной Им Церкви — Теле Христовом.
Господь открыл Даниилу, что по окончании седмин Христос будет предан смерти, и народ иудейский уже не будет народом Божиим, поскольку отречется от Христа. Вопиющее беззаконие повлечет за собой сокрушение Иерусалима и Храма римлянами, «как от наводнения». «И утвердит закон для многих одна седмина» — еврейский народ отвергнет Мессию, и Новый Завет будет утвержден для многих народов. «А в половине седмины прекратится жертва и приношение» — Христос будет последней и совершенной Жертвой за грехи мира, с Его смертью Ветхий Завет отомрет и ветхозаветные установления потеряют силу, хотя храм еще недолго будет действовать. «И на крыле святилища будет мерзость запустения» — она водворится с отнятием от жертвоприношений Божественной силы освобождать от наказания за грехи и примирять с Господом.
О вочеловечении и прославлении Христа
«С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями». Это явление Даниилу Господа, как и большинство ветхозаветных явлений, относилось ко Второму Лицу Святой Троицы — Богу Сыну, Которому предстояло явиться в мир в смиренном уничижении Сына человеческого, прославиться как Богу (достигнуть, дойти до славы Бога) и во втором Своем пришествии как Царя и Судии окончательно явить полноту Своей славы Вечного (Ветхого днями) Бога.
Об осквернении Храма и временах антихриста
Даниил предрек осквернение Храма одним из греческих императоров, который «осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения», что и произошло в 168 г. до н. э. при императоре Антиохе IV Епифане. Тот осквернял Храм пролитием близ него неповинной крови, а затем прекратил богослужение и установил в Храме статую Юпитера. Это пророчество о вопиющих беззакониях относят и к апокалиптическому антихристу: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное». Даниил возвестил, что святые «преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени», то есть на 3,5 года, если под «временем» понимать год, а под «временами» — два.
О воцарении Судии
«Поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан 7:9–10). Явление на престоле Бога Сына, которому служат бесчисленные сонмы ангелов, внушало благоговение; ослепительно белая одежда и чистые, как волна, волосы подчеркивали Его святость; огненный вид престола указывал на Его пламенную ревность, а истекающая от престола река символизировала животворящее Его попечение о созданном мире. Раскрытие книг символизировало суд Божий над враждебными Господу силами и антихристом и полное уничтожение их власти над миром.
Даниилу было возвещено и о Страшном суде над человечеством, когда спящие «в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2).
Только малый остаток богоизбранного народа, очистившийся пламенем вавилонской печи, оказался достойным древних обетований. Вавилон, ставший для христиан символом рабства диаволу, спустя 250 лет, как предрек пророк Иеремия, стал «грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер 51:37), а со временем подвергся забвению на два тысячелетия. Лишь в XIX веке раскопки показали величие его былой славы и засвидетельствовали грозный суд Божий над гордой столицей.
Три деяния пророка
В 13 и 14 главах книги Даниила описаны ниспровержение идола Вила, умерщвление боготворимого персами дракона и оправдание боголюбивой Сусанны.
Жрецы Вила обманывали народ: по ночам вместе с женами и детьми тайным ходом проникали в запертое снаружи капище и съедали идоложертвенную пищу. Даниил обличил этот обман, с вечера посыпав пол в капище пеплом. Утром на нем обнаружились следы. Разгневанный царь повелел уничтожить нечестивцев вместе с их семьями, разрушить идола и его капище. В одной из местностей персы и вавилоняне поклонялись обитавшему там дракону (гигантской рептилии) как богу, но Даниил отравил этого «бога» своим варевом, за что вновь был ввержен в львиный ров, на этот раз уже на семь дней. Увидев пророка невредимым, царь прославил Господа и повелел бросить в ров нечестивых обвинителей Даниила.
Красавица Сусанна, богобоязненная жена вавилонского пленника Иоакима, мылась в своем саду и подверглась искушению от двух иудейских старейшин. Те подкрались и стали склонять ее ко греху, угрожая в случае несогласия обвинить в вымышленном прелюбодеянии. Сусанна проявила непоколебимую верность Господу, ведающему сокровенное и знающему «все прежде бытия», и решила лучше умереть, чем нарушить Закон Божий и изменить мужу. Нечестивцы поступили, как угрожали, и, лицемерно опираясь на Закон, приговорили Сусанну к смерти. Однако по ее чистой молитве Господь внушил Даниилу допросить старцев порознь. Их обличили в обмане и греховном намерении. По Закону Моисееву клеветников казнили, «и спасена была в тот день кровь невинная».
Кир Великий — языческий царь и помазанник Божий
К 537 году до н. э. Кир II завершил свои завоевательные походы и принял Вавилон под свое управление. К этому времени империя персов простиралась от Гималаев до Средиземного моря. Вероятно, не без помощи Даниила Кир узнал, что еще два столетия назад иудейский пророк Исаия предсказал его победоносное шествие. Его устами Господь сказал о Кире: «Пастырь Мой, и он исполнит волю Мою».
С удивлением и трепетом читал Кир слова Господа, обращенные к нему из глубины веков: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру, ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» (Ис 45:1–5). В пророчестве говорилось, что Бог сделает Кира властелином мира и повелевает ему отпустить пленных иудеев «не за выкуп и не за дары», возродить храм и Иерусалим.
Царь издал эдикт, текст которого ныне хранится во Франции, в Лувре, об освобождении народа Божия и построении Храма: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идет».
На призыв Кира откликнулись оставшиеся верные Господу иудеи — всего 42 тысячи из когда-то многочисленного народа и с ними 7000 рабов. В основном это были люди бедные, поскольку большинство иудеев успели обзавестись обширным хозяйством, наладить выгодную торговлю или занять высокие посты в государстве и не захотели идти в разрушенное, запустелое отечество. Царь вернул иудеям все драгоценные сосуды, вынесенные из Храма Навуходоносором, и обязал не пожелавших идти на родину иудеев снабдить переселенцев средствами на возрождение Храма; многие богатые иудеи внесли щедрые пожертвования.
Кир II, названный Великим, погиб в 530 г. до н. э. в сражении с кочевниками. На гробнице языческого царя в южном Иране надпись: «О человек! Кто бы ты ни был и когда бы ты ни пришел, — потому что я знаю, что ты придешь, я — Кир, который дал персам империю. Не позавидуй мне, не позавидуй этому клочку земли, который покрывает мое тело».
Подготовил протоиерей Александр Зуев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.