Сайт Нижегородской
епархии www.nne.ru
ГлавнаяЧитая ПисаниеКонец Ниневии
ГлавнаяЧитая ПисаниеКонец Ниневии

Конец Ниневии

27.02.2025 - 08:02
Духовно-политические пророчества святого Наума

Один из 12 так называемых малых пророков — святой пророк Наум. Книга его пророчеств, состоящая из трех глав, вошла в состав Священного Писания. Она содержит предсказание гибели столицы ассирийской империи — города Ниневии (на севере нынешнего Ирака). Святой Наум задается вопросами: как Бог относится к событиям, в том числе и политическим, происходящим на земле, и за что и почему суд Божий настигает людей?

В древнееврейском тексте Ветхого Завета имя этого пророка упоминается лишь в заглавии книги (Наум 1:1) и, вероятно, имеет значение «утешитель» или «утешительный». Сведений о нем немного. По месту происхождения он именуется Елкосеянином, то есть выходцем либо из галилейской деревни Елкеси (совр. Бет-Гуврин, в 60 километрах к югу от Иерусалима), либо из селения Алкош (Эль-Кош в иракском Курдистане). Жил он в VII веке до нашей эры, после разрушения царства Израильского, и пророчествовал в дни благочестивого иудейского царя Иосии, когда враждебная Ассирия переживала свой исторический закат. О других обстоятельствах жизни пророка ничего не известно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен у себя на родине.

Память святого пророка Наума Церковь чтит 14 декабря. За богослужением книга пророка Наума не употребляется.

Наказание наказующего

Почти 500 лет Ассирия держала в страхе народы Ближнего Востока. Не раз ее войска завоевывали Израиль, разоряли Иудею и налагали непомерную дань на ее жителей. Но и она была не вечна. И вот пророк Наум осудил сильнейшую империю того времени за беззакония, идолопоклонничество, разврат и жадность и предрек ей скорую гибель.

Поработив Сирию, Палестину, Вавилон, Египет, Кавказ и часть Малой Азии, ассирийская держава сначала дрогнула под ударами скифов, затем потерпела жестокое поражение от союзных войск Нововавилонского царства, основанного царем Набопаласаром, и набравшего силу молодого Мидийского царства Киаксара. В конце 612 года до нашей эры Ниневия пала, и царство Ассура рухнуло под ударами своих бывших подданных, которым суждено было создать следующую великую империю на древнем Ближнем Востоке.

В своей пророческой книге Наум, подобно пророку Ионе, писал об одной только Ниневии, но уже после пленения Израиля, когда был близок окончательный суд Божий над этой языческой столицей, после которого ее постигло вечное запустение.

Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою (IХ в. до н. э.). Пророчество Ионы о погибели Ниневии (Ион 2:2) не было отменено, лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что его пророчество на них не сбылось, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Как и Исаия, пророк Наум называл Ассирию мечом Божиим, карающим народы за нечестие. Эта миссия ассириян не была почетным избранничеством: Господь попустил развиться их гордости, властности и жестокости, но наказание для Ассирии было неизбежно.

«Речные ворота отворяются»

Святой Наум предрек, что Господь «всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Словно очевидец грядущих событий, описывает пророк то, как природные стихии будут призваны Богом для наказания гордой столицы: «Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния. Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается».

Что это за «речные ворота»? Ниневия была огромным и хорошо укрепленным городом с большим гарнизоном и обильными запасами. Когда к стенам города подошли вавилонские войска, им предстояла, казалось бы, долгая и изнурительная осада с неясной перспективой. Но все вышло совсем иначе.

Ниневия стояла на берегу реки Тигр, и предполагается, что осаждающие вой-ска построили плотину и прорыли канал, чтобы подвести речную воду прямо под стены города. Разлившиеся воды размыли часть неприступной стены Ниневии — прямо возле царского дворца! Город был смыт бурным потоком. Следом за водой в город через «речные ворота» устремилось и осаждавшее его войско. Ниневия пала в одночасье.

Гордая столица Ассирии была разрушена настолько, что долгое время не было даже известно, где она находилась. Лишь в середине XIX века раскопки археологов в Куюнджике (на левом берегу реки Тигр, к востоку от Мосула в Ираке) обнаружили остатки некогда великой Ниневии.

По пророчеству Наума, только народы, уповающие не на военную мощь, а на Гос-пода, получат спасение от Него, только они увидят «на горах — стопы благовестника, возвещающего мир». Здесь видится и пророчество о новозаветном благовестии свышнего мира и спасения, о котором апостол Павел сказал: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»

«…яко идет судити земли»

Но главное вовсе не детали гибели Ниневии, а ее причины. В книге пророка Наума подчеркивается могущество Божие, которое проявляется в Его суде над Ниневией. По идейному содержанию книга близка к пророческим текстам о народах в книге пророка Исаии (см. Ис 13–23). Господь обличает Свой избранный народ, когда тот впадает в грех, и наказывает его, если не слушает обличений. Но это совсем не значит, что преступления других народов и стран Ему безразличны. Он — Судия всей земли, и эта весть одна из главных, какие принесли человечеству библейские пророки.

В богословском отношении Книга пророка Наума предвосхищает произведения апокалиптического жанра — Книгу пророка Даниила, Откровение Иоанна Богослова, в которых говорится о власти Бога и Его суде над языческими империями. Кроме того, в книге представлена тема избранничества Израиля как народа Божия, а также о благости Бога ко всем надеющимся на Него язычникам (Наум 1:3,7) и обещает им спасение. Наум не торжествует по поводу гибели противника, он ликует о том, что Господь избавил Свой народ.

В Книге пророка Наума можно найти и мессианские черты. «Наум изрекает, — говорит блаженный Феодорит, — гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но, есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» (Наум 2:1) <…> Поэтому и под всем сокрушенным царством ассириян в Книге Наума мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную».

Слова о приходе благовестника, возвещающего мир (Наум 1:15), сообщают буквально как благовестие находящимся в вавилонском плену иудеям о спасительном для них походе персидского царя Кира на Ассирию (ср.: Ис 45:1–13), так и пророчески указывают на проповедь святого Иоанна Крестителя перед приходом Спасителя.

Утешение святых

Наиболее подробный комментарий на книгу Наума принадлежит блаженному Иерониму Стридонскому. По его мнению, пророчества Наума должны были служить утешением как для тех, кто был порабощен ассирийцами, так и для тех, кто находился в осаде в Иерусалиме при царе Езекии.

Святой Иероним считал, что название Ниневия значит «прекрасная», поэтому пророчества Наума, обращенные к этому городу, в переносном смысле предвозвещают мир. В таинственном смысле слово пророка «имеет своим предметом кончину мира для утешения святых, чтобы они все то, что видят в этом мире, презирали, как преходящее и тленное, и приготовлялись к дню Суда, на котором Господь будет мстителем против истинных ассириян».
Другой толкователь, святитель Кирилл Александрийский, видит основную цель пророчеств Наума в утешении израильтян, которые из-за претерпеваемых мучений «находились в постоянном страхе и непрестанном опасении, как бы им не подвергнуться еще худшим бедствиям из-за гнева на них всемогущего Бога», тем самым, чтобы даровать им надежду на то, что «они, тяжко пострадав за свои грехи, опять будут благоденствовать, по милости и благости Бога».
Грозные пророчества, сопровождающие изображение Бога как справедливого ревнителя и мстителя, святой Кирилл Александрийский относит как к иудеям, которые «нечестиво враждовали против Всемогущего и преклонялись ко всему, неприятному для Него», так и к ниневитянам, которые получат наказание за свои гордыню и жестокость. День скорби (Наум 1:7) в таинственном смысле понимается как день Страшного суда.
Слова «Горы потрясошася от него, и холмы поколебашася: и ужасеся земля от лица Его, вселенная и вси живущии на ней» (Наум 1:5) о природных катаклизмах (потрясение гор и всей земли), сопровождающих явление Бога и прославляющие Его власть над всей вселенной, истолковываются блаженным Фео-доритом как изображение катастрофы во время пришествия Господа в конце времен (Мф 27; Лк 23) и в переносном смысле сообщают о низвержении сильных мира сего (ср.: Пс 33:17).
В славянском тексте книги сказано: «Что помышляете на Господа? скончание Сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби» (Наум 1:9). Блаженный Иероним подчеркивает, что «Бог потому наказывает в настоящее время, чтобы не наказывать вечно».

Материалы страницы подготовил протоиерей Александр ЗУЕВ

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Другие материалы за день

Наверх